О конкурентоспособности и экологичности в интервью с заместителем гендиректора ОАО «Мозырьсоль»

В прошлом году Григорий Леонидович Кодол был начальником отдела внешнеэкономической деятельности «Управления маркетинга продаж и ВЭД»,  спустя год Григорий Леонидович – заместитель генерального директора ОАО «Мозырьсоль» по коммерческим вопросам.

Какие задачи ему предстоит решать теперь?

Если раньше на весь Советский Союз было 3 сользавода, по одному в Беларуси, России, Украине, то сейчас уже построен новый завод в Новомосковске Тульской области…

– Это предприятие с проектной производительностью 150 тыс. тонн соли в год уже свершившийся факт, сегодня оно работает на 70-80 % своих мощностей, ожидаем, что по году они выдадут 120 тыс. тонн. Помимо этого, строится завод «Варница» проектной мощностью 400 тыс. тонн в Калининграде, и это только первая очередь, пуск второй очереди позволит выйти на 800 тыс. тонн – это серьезнейший конкурент, уже осуществляются пробные запуски продукции.

Значимый фактор, что одним из бенефициаров проекта выступает «Газпром», соответственно, проблем с получением природного газа и его себестоимостью у них не будет, а голубое топливо сегодня составляет 40 % себестоимости выварной соли «Экстра». И с учетом того, что они расположены в Калининграде, можно предположить, что их рынками будут Польша, Прибалтика, Северо-западный округ Российской Федерации и Республика Беларусь – то есть все те рынки, на которых ОАО «Мозырьсоль» имеет достаточно крепкие позиции. Поэтому с выходом этого предприятия на стабильную работу уровень конкуренции возрастет многократно.

– Основной козырь ОАО «Мозырьсоль» – экологичность и качество продукции. Появились ли новые аргументы в пользу выбора мозырской соли?

– Несомненно, по сравнению с каменной, морской, садочной солью, вакуум-выварочная соль – наиболее чистый продукт, соответственно, наиболее качественный. Поэтому основной тренд ОАО «Мозырьсоль» – по-прежнему выпуск качественного продукта, которым мы гордимся, гарантируя качество.

Тем не менее, достигнув определенного пика, мы смотрим и на другие составляющие своей работы. Это улучшение сервиса – обратная связь с клиентами: обеспечение ритмичности поставок, сокращение сроков поставок, улучшение качества загрузки вагонов – ищем и другие аспекты работы, которые будут важны и привлекательны для клиентов. Потому что качество – это один компонент, следующий – стоимость продукции, по которой мы тоже стараемся работать, и все мероприятия по модернизации, которые проходят на сользаводе, направлены, в том числе и на снижение себестоимости продукции и, в итоге, повышение ее конкурентоспособности.

– Что сегодня представляет собой рынок соли? Насколько он насыщен или даже перенасыщен, какие тренды актуальны? Несколько лет назад, например, в моду вошла морская соль…

– Рынок соли развивается очень быстро, он стал высококонкурентным. Предприятия по выпуску соли сегодня строятся очень быстро: если раньше на строительство завода уходило 3 года плюс длительное время, до 2 лет, шли пуско-наладочные работы, то сейчас от момента рытья котлована до выпуска готовой продукции проходит 2-3 года. И сегодня в России, помимо «Варницы», есть еще 5 проектов по строительству сользаводов. Поэтому рынок насыщается, становясь высококонкурентным.

Несомненно, тренды на рынке меняются. Сегодня в магазинах еще можно видеть пачки крупной соли с надписью «Cіль кам’яна» произведенной на Артемовском заводе, Украина, но промышленные предприятия ее уже практически перестали использовать. Причина проста: высокое количество посторонних примесей, а производство постоянно совершенствуется, переходя на выпуск высокотехнологичных продуктов – вакуум-выварочная соль, таблетированная соль, на которую переходят котельные вместо прежней каменной соли. Они устанавливают высокоэффективное фильтрационное оборудование, и примеси каменной соли эти фильтры быстро забивает. Рынок идет по пути совершенствования, и у вакуум-выварочной соли есть будущее.

Если говорить про моду на морскую соль, то надо иметь в виду следующее. Ее получают из морской воды, в которой плавают танкеры, разливается нефть и уже есть целые острова из пластиковых отходов. И эти вещества неизбежно попадают в конечный продукт. Продукция «Экстра» выпускается, проще говоря, из той же морской воды, но которая высохла миллионы лет назад, находится на глубине более километра, и в нее отходы химических производств не сливались.

Степень очистки соли «Экстра» на сегодня максимальна – сегодня это самая чистая соль, которую только можно произвести, и аналогов у нее пока нет.
В любом случае, мы будем искать свои ниши. Сегодня мы делаем акцент на развитие производства таблетированной соли – это высокотехнологичный продукт с высокой добавленной стоимостью. Инвестиции в этот проект достаточно высоки, один только пресс стоит порядка 500 тыс. евро – мы работаем на немецком оборудовании, которое зарекомендовало себя в Европе, и не все конкуренты могут обеспечить себе такой уровень инвестиций.

Помимо этого направления, мы развиваем производство посолочной смеси для мясной продукции, предлагая широкий спектр смесей: 3 наименования для экспорта, несколько наименований для внутреннего рынка, чтобы охватить весь спектр мясоперерабатывающей промышленности.

– Как складывается ваше взаимодействие с торговыми партнерами в Прибалтике, России, Украине? Поскольку, например, приходится слышать от экспертов вплоть до обывателей, что, скажем, в России «сплошной беспредел» и «все по понятиям», а вам с ними работать…

– Мы регулярно и методично посещаем всех своих основных стратегических партнеров, чтобы лучше знать, что они из себя представляют, потому что, общаясь дистанционно, не все моменты можно понять. Но уже на месте, в офисе, в складских помещениях, посмотреть, что каждая компания из себя представляет. Такие встречи – большое подспорье для дальнейшей работы, потому что появляется точная картина о своих коммерческих партнерах. Думаю, что до конца года мы посетим всех своих клиентов, с кем у нас договорные отношения.

Что касается мнения о российских партнерах, то это все-таки штампы. «Найти» недобросовестную компанию можно на любом рынке, от этого не застрахован никто. Но организации, с которыми мы сотрудничаем в России и Украине, это многолетние партнеры, и мы очень осмотрительно подходим к выбору клиентов, с которыми работаем.

Стоит понимать, что мы работаем с коммерсантами. ОАО «Мозырьсоль» – госпредприятие, и это накладывает на нас определенный отпечаток, но россияне в первую очередь – это коммерческие структуры, которые считают деньги, ставя прибыль на первое место. Никогда не стоит про это забывать. Поэтому, когда мы навязываем какие-то объемы или выборку определенной продукции, мы всегда помним про то обстоятельство, что наш партнер должен заработать деньги. От того, насколько выстроены эти двусторонние взаимовыгодные отношения, зависит успешность работы. Пока партнер уверен, что вместе с нами он зарабатывает, он будет нашим самым преданным клиентом.

– Задач у вашего подразделения много, но решением какой проблемы вы будете заниматься сегодня и в ближайшее время?
– Мы сегодня понимаем, что основной рынок – российский – для ОАО «Мозырьсоль» становится все более сложным и высококонкурентным. В России стартовала программа продовольственной безопасности, и, учитывая, что у них огромная сырьевая база, вполне логично, что они выбрали такой путь развития, создавая собственные производства. И в этой ситуации надо просто доказывать, что мы при этом все равно не хуже российских предприятий, можем с ними конкурировать, поставляя достойную продукцию по хорошей цене в разумные сроки. В итоге, это помогает нам становится еще сильнее, оптимизировать свое производство, ставить новые амбициозные цели.

Сегодня основная задача – диверсификация рынков. Будем более пристальное внимание обращать на те рынки, на которых мы присутствовали, но в силу определенных причин уделяли меньше внимания. Это рынки Украины, дальнего зарубежья, Прибалтики, Польши. Учитывая, что это достаточно конкурентные рынки, на которых присутствуют крупные европейские производители соли, мы будем стараться сформировать образ ОАО «Мозырьсоль» как надежной европейской компании.

Дмитрий КУЛИК.