Кто воспитывает в Мозыре победителей олимпиад по спортивному программированию, узнавал корреспондент газеты «Жыццё Палесся»

Кружок спортивного программирования государственного учреждения образования «Клуб юных пожарных г. Мозыря» ведет работу со школьниками 5-11 классов по подготовке участников соревнований по спортивному программированию.

Педагог дополнительного образования Алексей Валентинович БОРУНОВ является единственным тренером районной команды и одним из двух областных тренеров команды школьников по учебному предмету «Информатика».


– Алексей Валентинович, для того чтобы ближе познакомить читателей с вами, да и самой вас узнать, расскажите немного о себе.
– Подобная просьба прозвучала несколько лет назад тоже для интервью, и тогда я ответил почти так же, как отвечу вам сейчас. Родился я в 1976 году в Ленинграде, а в школу пошел уже в Мозыре. Окончив среднюю школу № 9, поступил в Мозырский педагогический институт, после окончания которого в 1998 году стал работать педагогом дополнительного образования.

Когда я еще был школьником, в 1991 году открылся кружок информатики в этом клубе, и по рекомендации своей школьной учительницы я стал посещать этот кружок. Довольно быстро понял, что заниматься мне интересно, хоть мы и изучали старые «бородатые» языки программирования, но других тогда не было, да и сама техника была другой. Интересно было потому, что тогда это было необычно, и я втянулся: мне нравилось писать программы и общаться с такими же ребятами, как я.

В 1993 году, когда я только поступил в институт, и преподаватель нашего кружка уходил на пенсию, встал вопрос: где найти замену. Предложили мне, первокурснику, под протекцией директора клуба юных пожарных Александра Владимировича Боровика.

Он тогда поручился за меня перед начальником отдела образования, а спустя время убедился, что мне легко удается объяснить материал. С тех пор Александр Владимирович нам очень помогает как с организационными вопросами и с документацией, так и с планированием поездок. Когда проходят две выездные олимпиады одновременно, директор всегда выручает: возглавляет одну из команд, чтобы доставить ребят на место проведения испытаний, и представляет наш клуб не только на уровне района, области и республики, но даже на международном уровне.

– Расскажите подробнее о деятельности клуба, и на чем сейчас сосредоточены и вы, и ваши воспитанники?
– В клубе юных пожарных ежедневно в течение года проводятся занятия для школьников Гомельской области по олимпиадному программированию – как в очной форме, так и дистанционно. Наш клуб – единственное учебное заведение Мозырского района, которое ежегодно, с 2008 года по настоящее время, результативно готовит победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Информатика». По состоянию на январь 2020 г. подготовлены 62 победителя заключительного этапа республиканской олимпиады, 153 победителя третьего этапа, завоевано более 60 дипломов на международных олимпиадах различного уровня.

На базе клуба ежегодно проводятся тренировочные сборы по подготовке команд школьников к третьему и к заключительному этапам республиканской олимпиады. Кроме этого, на регулярной основе клуб проводит открытые соревнования по программированию для школьников Гомельской области и тренировочные соревнования по программированию для школьников всех регионов Беларуси – как в заочной форме, так и очно, на базе учреждения.

В третьем квартале 2019 года в кружке спортивного программирования занимались три группы школьников, дифференцированных по уровню подготовки: 4 учащихся старшей группы – подготовка к участию в республиканских и международных олимпиадах; 19 учащихся средней группы – подготовка к участию в областных олимпиадах; 70 учащихся младшей группы – начальный уровень подготовки.

Перед младшими клубовцами поставлена цель – подготовиться к призовому месту на районном этапе Республиканской олимпиады по информатике. Для достижения этой цели от них потребуется быстрое изучение материала из программы обучения, продвижение вперед по теории.

Старшие делают упор на подготовку к заключительному этапу Республиканской олимпиады по информатике, к финалу московской Открытой олимпиады по информатике, ко Всероссийской командной олимпиаде школьников.

– Объясните, пожалуйста, и мне, и нашим читателям, чем отличаются между собой промышленное и спортивное программирование? И каким из них вы обучаете своих клубовцев?
– Спортивные программисты, или олимпиадники, с самого начала учатся за короткое время писать решение поставленной задачи. Каждая задача – это программа, которую нужно написать, причем программа должна работать максимально быстро. Олимпиадников можно сравнить еще с изобретателями, потому что на больших соревнованиях по программированию перед ними ставится задача – за короткий срок (от 2 до 5 часов) изобрести способы решения нескольких сложных задач, т.е. написать программу, которая при этом не должна превышать установленные ограничения по использованию оперативной памяти (от 64 до 512 MB) и по времени исполнения программы (от 1 до 4 секунд). Задания оценивает не жюри, а автоматические системы тестирования.

В Беларуси спортивное программирование поддерживается на уровне государства: Министерством образования ежегодно проводится цикл предметных олимпиад, в котором олимпиада по информатике фактически является олимпиадой по программированию. Действуют ежегодные международные олимпиады для школьников (IOI – International Olympiad in Informatics, которая еще престижнее, чем Жаутыковская, с 84 странами- участницами) и для студентов (ICPC – International Collegiate Programming Contest).

В спортивном программировании нет никаких возрастных ограничений, но чем старше ты становишься, тем сложнее тебе к соревнованию подготовиться. Во-первых, с возрастом на тренировки остается меньше времени – ведь появляются повседневные личные и рабочие обязанности. Во-вторых, опыт работы накладывает определенный отпечаток на формат мышления: если подходить к написанию решений олимпиадных задач традиционным образом, можно потратить большое количество ценного на соревнованиях времени.

В 2007 году выступления наших школьников были уже довольно серьезными: второй раз поучаствовали в отборе на Всероссийскую командную олимпиаду по программированию среди школьников, финал которой проходит каждый год в Санкт-Петербурге. Кстати, первая наша поездка в Петербург оказалась очень успешной: Алексей Ропан, Евгений Грицкевич, Александр Кулицкий взяли золотую медаль олимпиады. То есть эта победа показала: неважно, где ты живешь – в Минске, Москве или Питере – в IT-соревнованиях гарантированно можешь подготовиться и победить, представив и себя, и свой город, и свою страну. Ребята показали хороший пример, следующие поколения следуют этому примеру.

Сейчас упомянутые ребята очень успешны: Евгений Грицкевич работает в минском офисе «Яндекс», Александр Кулицкий имеет успешный бизнес – руководит собственной фирмой «Smart-IT», помогал нам выезжать на Жаутыковскую олимпиаду. Алексей Ропан преподает в БГУИР и работает в IT-стартапе.

– Как так получилось, что воспитанники вашего клуба попали на международную Жаутыковскую олимпиаду?
– Исторически она была задумана как олимпиада среди физико-математических школ и лицеев из разных государств. В Казахстане проводит эту олимпиаду республиканская физико-математическая школа, которая была заинтересована в том, чтобы сравнить силы своих учащихся и педагогов с силами ребят, которые занимаются подобными предметами, изучают их также, но в других странах. На олимпиаду необходимо было представить полную команду: в ней должно быть три математика, два физика и два информатика.

Примерно три-четыре года назад у нас появилась идея поучаствовать в олимпиаде наравне с лицеем БГУ. Мы навели справки, что организаторы Жаутыковской олимпиады готовы принять неполные команды. Несмотря на то, что мы вовсе не лицей, а учреждение дополнительного образования, но с громадным количеством достижений, – наши ребята уже имели статус победителей международных олимпиад, мы приняли участие в этой олимпиаде в первый раз.

Медали Международной Жаутыковской олимпиады дают 11-классникам возможность поступления в высшие учебные заведения Республики Беларусь без вступительных испытаний. Три одиннадцатиклассника этого года – Андрей Мищенко, Егор Кучар и Григорий Бараболя – могут выбирать университет Беларуси, где хотят дальше учиться. Для них вступительная кампания завершилась успехом уже в январе 2020 года!

– С какого возраста ребята могут посещать занятия?
– Наша программа обучения рассчитана на шестиклассников и старше. Но есть и исключения: пока мы беседовали, я поздоровался с пятиклассником, который пришел к нам в четвертом классе. Сейчас он уже успешно выступил на районном этапе олимпиады, до областного этапа пока не добрался, но все впереди.

Отказывать в посещении кому-то из молодых школьников мы не можем, но предупреждаем, что будет сложно. (Улыбается.) Также в нашем клубе существует так называемый институт помощников – когда неопытным помогают опытные. Старшинство у нас определяется не возрастом ребят, а опытом, который они накопили, занимаясь в клубе. Ребята изучают программирование, тактику и стратегию работы на олимпиадах и выступают на районном этапе. У ребят поопытнее есть отдельный кабинет, более мощная техника и возможность заниматься столько, сколько необходимо.

– Раскройте секрет вашего педагогического успеха. Может быть, у вас есть какая-то методика или принципы работы, раз ребята из года в год несколько раз привозят с различных олимпиад дипломы и медали?
– Секрет очень простой: нужно каждый день работать – заниматься подготовкой ребят, планированием следующего материала, выбора того, каким образом построить командную работу. В школах, гимназиях и лицеях у учителей очень загруженный график, и они не могут всего себя посвятить подготовке олимпиадников, к сожалению. В моем случае так сошлось, что обучение программированию я осуществляю по вечерам, после основной работы.

Если ты из года в год получаешь удовольствие от каждодневной работы, то и результата добьешься, и захочешь его развивать. Я не скажу, что нужно быть семи пядей во лбу, чтобы изобрести какую-то методику достижения профессионального успеха, но ты должен хотеть работать, все время развиваться, а еще важно зажигать других своим азартом. Просто отдавайте добро и ждите, что оно вернется через много лет. Вот и весь секрет.

– Каким вы себя видите со стороны?
– Увлеченный и одержимый одной конкретной идеей. Когда-то давно я назвал свое увлечение проектом длиною в жизнь. В этом году уже 27 лет, как я в клубе. И все эти годы мне интересно наблюдать, как из ничего не знающего младшего постепенно вырастает человек, который привозит награды с международных олимпиад.

Хочется просто жить для того, чтобы этот проект существовал. Вкладывать все силы, чтобы из новых ребят вырастали более сильные участники соревнований. Потом они реализуют себя в жизни и, думаю, вспомнят хорошим словом и как-то помогут нашим новым поколениям.

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.