Подвиг матери: каково это — растить ребенка с особенностями

Бывают дни, когда опустишь руки…

Жизнь Светланы Михайловны Лобан словно какой-то резкой, рваной чертой оказалась разделенной на две части: одна осталась светлой, а другая – окрасилась в темные тона…


Закончив в 2009-м году биофак Гомельского педагогического университета, девушка пришла работать в школу областного центра. Ей нравилось общаться с детьми, открывать им удивительный мир биологии и химии.

В это же время Светлана познакомилась со своим будущим мужем Александром. Молодые люди понравились друг другу, год встречались. А потом решили узаконить отношения, стать мужем и женой. В ноябре 2011 года Светлана и Александр пригласили родных на свою свадьбу. Молодожены стали снимать квартиру в г. Гомеле, где жили родители Александра. Оба работали. Через некоторое время Светлана забеременела. Но ничто пока не предвещало беды…

Первые звоночки прозвучали тогда, когда неожиданно возникла угроза прерывания беременности. А потом еще раз повторилась.Мама Светланы предложила семье приехать в Мозырь, чтобы быть рядом с дочерью и помогать ей. Возможно, мама предчувствовала, что что-то неладно идет?

В августе 2012 года в семье родилась долгожданная дочь Маша. Роды были очень тяжелыми и болезненными. Новорожденной девочке поставили диагноз: гипоксическая энцефалопатия. Несколько дней мама и Маша побыли в Мозырском роддоме, после чего их отправили в отделение неврологии Гомельской областной больницы. После проведения обследования, маму успокоили, объяснили, что ребенок развивается нормально, и все будет хорошо. Сказали, какие нужно делать процедуры.

Однако девочка росла очень беспокойной. В 3-месячном возрасте головку держать не могла. Да и по другим показателям стала от своих сверстников отставать.

Когда Маше исполнилось 5 месяцев, родители забили тревогу. Узнали, что в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Радуга» можно пройти курс массажа, сами стали заниматься с дочерью. А позже Светлана Михайловна обследовала Машу в Гомельском областном детском центре медицинской реабилитации «Живица».

– Где вы были раньше? – такой вопрос матери задали чуть ли не с порога.

8-месячная девочка не умела ни сидеть, ни ползать, ни стоять на четвереньках. Ей было назначено медикаментозное лечение. А матери дана установка: нужно срочно наверстывать то, что было упущено.

Сразу же по приезде домой мама начала без устали проводить физические занятия со своей дочерью. Вначале было трудно: порой через силу, через не могу. Ножки были вялыми, а ручки вообще не поднимались… Однако позже все вошло в колею, и физическая нагрузка для девочки стала уже потребностью.

Когда Маше исполнилось 11 месяцев, они с мамой приехали в республиканский научно-практический центр «Мать и дитя». Там девочке первоначально поставили диагноз: детский церебральный паралич. А позже по результатам полноценного обследования Маше было диагностировано заболевание, связанное с органическим поражением центральной нервной системы с атонически-астатическим синдромом, вызванное субатрофией кортикального слоя головного мозга. Постепенно на фоне медикаментозного лечения, физических упражнений, у девочки пошел прогресс. В год и 2 месяца она стала на четвереньки, а еще через 3 месяца – пошла! Пусть и после упала, но какие радостные эмоции это были для родителей, которые вообще не верили в то, что такое произойдет!

За полгода Маша добилась того, к чему некоторые дети идут годами.

Позже Светлана Михайловна специально отказалась от коляски, чтобы дочка больше двигалась и постоянно физически развивалась. Даже врачи удивлялись: «Неужели это та Маша, которая раньше вообще двигаться не могла?»

Большую помощь оказала семье врач И. В. Шацкая, один из лучших неврологов нашей страны. Ее курсы лечения имели большую целебную силу.

Но если двигательной активности теперь было у девочки хоть отбавляй (в 7 лет она легко может пройти 10 км), то нарушения, связанные с головным мозгом, пока восстановить не удалось.

Насильно мил не будешь

Маше еще не исполнилось трех лет, когда Светлана Михайловна уже на полставки вышла на работу. Досье, которое она привезла из г. Гомеля (работая там в гимназии, педагог признавалась учителем года), сыграло ей прекрасную службу. В любой школе высокопрофессионального учителя встретят с распростертыми объятиями. Однако первой такое предложение сделала директор средней школы № 9 Ольга Алексеевна Хомутовская.

– И я очень благодарна ей за доверие и поддержку,– объясняет педагог.
С этого времени мама Светланы Михайловны – Наталья Михайловна – ушла с работы, оформилась по уходу за ребенком-инвалидом и стала смотреть Машу.

Этот же период у Светланы Михайловны был связан с еще не совсем приятными воспоминаниями. Они расстались с мужем Александром.

Напряженными их отношения были и раньше. Сначала масла в огонь подливали родители мужа. Они изначально не приняли ребенка с особенностями в развитии, отказывались с ним гулять по улице (не хотели, чтобы их видели соседи). Потом долгое время муж не работал, в семье началось непонимание. Чаша терпения была переполнена, когда Светлана подала документы на строительство жилья для Маши, а супруг свое согласие не дал…

Забрав вещи, Александр даже не явился в суд на развод. Больше он своей бывшей супруге ни разу даже не позвонил. Похоже, из своей жизни жену и дочь он просто вычеркнул…

Добро добром отзывается!

Еще будучи 2-летней, Маша вместе с мамой начала периодически посещать занятия в ГУО «Мозырский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Затем Светлана Михайловна попробовала водить свою дочь в обычное дошкольное учреждение. Но эта затея была обречена на провал, так как к ребенку с особенностями в развитии, безусловно, должен применяться индивидуальный подход.

Наконец, когда Маше исполнилось 4 года, она была принята в дошкольную группу ЦКРОиР. И сразу же почувствовала себя как рыба в воде. И у матери спало бремя забот с кем оставить дочь и чем занять, пока она находится в школе.

– Мы очень довольны, что посещаем центр, – рассказывает Светлана Михайловна. – С 8.00 до 18.00 нашим ребенком занимаются, девочка окружена заботой и любовью. В ЦКРОиР дети получают разностороннее развитие. С ними занимаются воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, учитель физкультуры. Все это люди, которые пришли в свою профессию не случайно, а по призванию. Ведь, согласитесь, как бывает сложно понять и выдержать наших детей, и при этом не срываться. Даже родителям сложно, бывает, контактировать с ними.

А в центре все воспитанники окружены заботой и любовью. Спасибо всем сотрудникам учреждения, и, конечно же, директору центра Наталье Сергеевне
Кравец за такое доброе и человеческое отношение к нашим детям!

С надеждой и верой

– Школа – это мой второй дом, – улыбается Светлана Михайловна.

1,5 ставки нагрузки, три профильные группы, классное руководство, участие в олимпиадном движении, подготовка к ЦТ… Но для педагога заниматься с детьми не в тягость, а прекрасная отдушина, дарованная Богом возможность передать свои знания, умения, науку жизни юному поколению.

И успехи – налицо. Они не только в хороших отметках ее учеников и количестве дипломов, полученных в городе и области. Они – в нравственной, духовной категории. Какими людьми вырастут ее ученики? Добрыми ли, готовыми ли прийти в нужное время своим ближним на помощь, искренними, милосердными? Вот, что, прежде всего, волнует учителя.

На выходных и в летнее время мама и дочка везде вместе. Вместе ездят (или даже ходят пешком) на дачу в д. Лучежевичи. Там курочки, котики… Общение с природой всегда приносит ребенку большое счастье!

После расставания с мужем боль давно прошла. Да и, по словам Светланы Михайловны, большой обиды не было… Так уж получилось, что на ее хрупкие женские плечи лег весь груз испытаний, которые преподнесла судьба. Но с помощью близких людей, подруг и друзей она справилась с ними, научившись не пасовать перед трудностями, а, становясь решительней и мужественней, преодолевая их…

«Неси свой крест! Не говори, что тяжко… Кому-то в этот миг в сто раз сложней…»

Теперь у Светланы Михайловны есть мужчина, который ей во многом помогает и морально поддерживает. А это очень важно знать, что есть у тебя родная душа на этой Земле! Но сердце матери не знает покоя. И, прежде всего, ее волнует то, как сложится судьба Маши. Ведь в центре девочка пробудет до 16-летнего возраста. А что потом? Куда дальше?

Того что было, уже не вернешь, и нужно смириться с жизненными невзгодами. Но стараться каждое мгновение жизни сделать лучше, осмысленнее, добрей. А еще хотелось бы, чтобы дети с особенностями в развитии чувствовали свою нужность и востребованность в обществе, чтобы и отношение окружающих людей к ним изменилось в лучшую сторону. Ведь они – такие же дети, как все, и хотят жить полноценно, творчески развиваться, радоваться, грустить, любить!.. Мы, же, взрослые, должны помочь им сделать в этом направлении важные шаги.

Александр СОЛОДКОВ.
Фото автора.