В уютном дворике Скрыгаловской школы многолюдно. Так здесь принято: свои законные 20 минут перемены ребята проводят на свежем воздухе. С нами здороваются все, без исключения. Такое правило: каждому человеку, пришедшему в школу, – уважение и приветливое «здравствуйте». Уютный кабинет директора – подходящее место для долгого интересного разговора. Мы беседуем с Вячеславом Леонидовичем Фалинским о самом главном: о повседневных проблемах сельской школы, неотрывно связанных с социумом, о целях педагогики, об особенностях и достижениях учреждения образования в глубинке…
– Вячеслав Леонидович, интересно было бы узнать, вы – коренной житель Скрыгалова?
– Да, я – абориген (улыбается). Родился в многодетной дружной семье. Родители старались привить нам, детям, трудолюбие, лучшие человеческие качества. В 1978 году окончил Скрыгаловскую среднюю школу…
– Сразу для себя решили, что хотите связать свою жизнь с педагогикой? Что особенно повлияло на ваш профессиональный выбор?
– Долго не думал. Нравилось делать что-то своими руками, рассказывать об этом другим. Поэтому поступил в Мозырский педагогический институт на факультет общетехнических дисциплин и физики. Женился, и вместе с женой уехали по распределению в одну из деревень Речицкого района. Там проработали несколько лет. После того, как случилась авария на Чернобыльской АЭС, пытались начать новую жизнь в России, куда на время отпуска уехали к родственникам. Но скучали по Беларуси, поэтому в августе 1986 года вернулись домой. На этот раз обосновались в Скрыгалове. Жена устроилась учителем русского языка и литературы, я – учителем трудового обучения. Уже 34 год работаю в Скрыгаловской школе, 7 лет – в должности директора. Целая жизнь прошла…
– Вы сказали, что родились в Скрыгалове. Учились еще в старой школе. Что запомнилось со школьных лет? Каким вы сами были учеником?
– Учеником был самым обычным, старался быть во всем добросовестным… А тем, что учился еще в советской школе, горжусь. С благодарностью вспоминаю Лидию Александровну Островскую – первую учительницу, Нину Андреевну Вергун – учителя биологии и химии. Запомнились мне учителя-фронтовики. Константин Лукич Колосовский – физик, Василий Михайлович Аголец – математик, Василий Федорович Рудько… Мужчин было много. Учитель… Тогда это еще была в большей степени мужская профессия. Уроки были очень интересными. Что и говорить, школа того времени была достаточно сильной: образование на высоком уровне. Многое из того времени нужно было бы современной школе взять на вооружение…
– Например…
– Я бы увеличил количество часов по черчению. В настоящее время курс черчения в школе составляет один год, а тогда – не меньше трех. Черчение необходимо рабочим и инженерам. Увеличил бы также количество часов по математике и физике.
– Наверное, в то время школа была достаточно сильной в том числе и потому, что авторитет учителя был на высоте. Педагог – самый уважаемый человек, ведь так? Сохраняется ли, на ваш взгляд, эта традиция сегодня?
– За город не скажу, но на селе учителя еще уважают. Ведь школа в деревне – это не только образовательный, но и воспитательный центр. Вместе с тем к учителю, как и раньше, общество предъявляет особые требования. Он должен быть примером во всем.
– Идеальным во всем быть достаточно трудно. Что, по-вашему, прежде всего должен делать учитель? Что для современного педагога важнее всего?
– Учитель должен все успевать. А еще в современном мире нужно много знать. И не только по своей специальности… Учитель должен быть интересным человеком.
– То есть идти в ногу со временем?
– Именно. У молодых педагогов это очень хорошо получается. Тем, кто проработал в школе 20-30 лет, сложнее. Хотя бы потому, что овладеть современными технологиями, без которых немыслима сегодняшняя школа, непросто. Повторюсь: молодые кадры в этом отношении молодцы. Вот у нас учитель истории В.В.Рудак вместе со своей супругой сделали прекрасный сайт для школы, организовали сообщества в социальных сетях. Там дети общаются, что-то обсуждают, а мы, в свою очередь, наблюдаем, что им интересно, что волнует.
– Согласны с тем, что современные школьники с головой ушли в интернет?
– Они, конечно, с удовольствием проводят время у компьютера. Настораживают современные компьютерные игры. Но вместе с тем с не меньшим азартом и интересом принимают участие в самых разных мероприятиях в школе. Им важно, чтобы были задействованы педагоги. Например, на ура проходят различные спортивные соревнования: учителя соревнуются с учениками. Очень нравится ребятам ходить в интересные походы с нашим географом, который организовывает даже водные сплавы. Детей нужно организовывать, заинтересовывать, хотя, конечно, это нелегко.
– Многие уверяют, что современное поколение детей такое трудное… Что скажете по этому поводу?
– В каждое время были свои трудности. О трудностях, связанных с интернетом, я уже говорил. Нужно, повторюсь, их оттуда вытаскивать. А в остальном… Дети на селе более отзывчивые, душевные. Может, потому, что все на виду, да и свободное время занято: кроме школьных мероприятий, многие из них часто трудятся на подворье – с ранних лет приучены к труду. Мне кажется, не поколение трудное, а поколению трудно в современном мире.
– Интересно, а как вы приучаете школьников трудиться? Работают ли они на школьном садовом участке, или сегодня такая практика уже не актуальна?
– Почему же? У нас пришкольный участок в 28 соток, где дети проходят практику на уроках трудового обучения. Знаете, я – сторонник того, чтобы детей приучали к труду с самого раннего детства. Раньше дети не только помогали родителям дома, но и на школьных грядках работали с 4 класса. Работа еще никого не испортила. Сегодня много запретов и ограничений. Приучая ребят к труду, мы тесно сотрудничаем с Лешнянским лесничеством, привлекаем к участию в объединении по интересам «Лесовод». Выполняя определенные виды работ, наши учащиеся могут зарабатывать деньги на карманные расходы. Конечно, эти работы проходят в свободное от школьных занятий время, преимущественно в выходные дни. Стоит отметить, что ребята с удовольствием принимают участие в подобных занятиях.
– С трибун разного уровня давно уже говорят о том, что в школе не хватает учителей-мужчин. А как у вас в школе обстоят дела с представителями сильной половины человечества?
– Соглашусь, что не хватает. Мы очень рады, когда к нам приходят учителя-мужчины. В Скрыгаловской школе вместе со мной 5 педагогов-мужчин. Это учителя химии, географии, истории, физической культуры и здоровья. Не скажу, что это молодые учителя – у многих уже есть стаж 10 лет и более. К сожалению, трое из них пришли к нам на замену декретного отпуска.
– Традиционный вопрос: почему, на ваш взгляд, учительство постепенно стало женской сферой деятельности?
– Человек должен быть абсолютно увлеченным своей профессией. Это очень важно. Он должен гореть на работе. Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Но наша профессия требует еще и много терпения. Наверное, у женщин это получается лучше. Ну и, конечно, заработная плата. Ведь мужчина в нашем менталитете – это традиционно добытчик, он должен зарабатывать, обеспечивать семью. Кроме этого, для многих представителей мужского пола бумажная работа – это далеко не то, чем им хотелось бы заниматься. У нас в школе за педагогами-мужчинами тянутся дети, они с удовольствием работают непосредственно со школьниками, но как только дело доходит до бумажной работы, начинаются трудности. А ведь не секрет, сколько сегодня в школе педагогу нужно заполнить разного рода документации.
– Для такой небольшой школы, как ваша, у вас довольно много наставников-мужчин…
– Да, у нас учится всего 92 ребенка, проживающих в пяти населенных пунктах Мозырского района. 12 учащихся приезжают к нам из Петриковского района. В школе всего 15 педагогов, с техническим персоналом – 38 работников.
– Не боитесь, что вслед за другими малочисленными школами закроют и вашу?
– С каждым годом ребят становится все меньше. Численность сокращается, причем очень быстро. Еще лет 10 назад у нас было около 150 детей. И в основном все – местные. Рождаемость на селе становится меньше, люди уезжают в город. Думаю, в дальнейшем останется человек 70 – такие вот безрадостные перспективы…
Надеюсь, что школа не будет закрыта. Ведь с закрытием школы постепенно умирает деревня. Мне бы очень этого не хотелось.
– А есть ли какие-то очевидные отличия городской школы от сельской? Вы в чем-то проигрываете городу?
– Конечно, есть плюсы и минусы. Прежде всего, свою роль играет расстояние от Скрыгалова до города. Более 30 км – большая дорога. Это значит, что наши дети редко могут себе позволить какие-то развлечения, которые близки и знакомы городским школьникам. Те же многочисленные кружки и секции, студии и клубы самой разной направленности. Конечно, у нас тоже есть чем заняться. Есть филиал музыкальной школы, кружки и секции при школе, в Доме культуры. Но масштабы, сами понимаете… Кроме этого, многие родители на селе еще не до конца понимают, что мы должны вместе воспитывать детей. Причем в этой неразрывной цепи сотрудничества приоритет у родителей, школа всегда поможет, поддержит, подскажет. Мы открыты для сотрудничества.
На селе у людей меньше материальных ресурсов, местные жители могут себе позволить гораздо меньше, нежели горожане. Даже, допустим, отправить ребенка на какую-то экскурсию не каждому под силу.
В отношении знаний, думаю, мы примерно на равных. Коллектив у нас неплохой, учителя творчески подходят к своему делу, стараются.
Но в чем наши ребята однозначно выигрывают, так это в здоровом образе жизни. На спортивных мероприятиях района мы часто в числе лучших. Вот посмотрите, сколько кубков у нас! В лыжных гонках I место заняли в районе! Есть чем гордиться. Наши дети меньше болеют, потому что всегда находятся на свежем воздухе. Мы практически не ездим в автобусах – везде пешком, а это идет только на пользу здоровью.
– Безусловно, в школе есть свои традиции. И вы как директор, без сомнения, постарались их сохранить. А какой у вас стиль руководства? Для вас являются в этом отношении примером предыдущие директора школы?
– У каждого директора были свои особенности, но все они были хорошими людьми и талантливыми руководителями. Алексей Никифорович Пикуза, Лилия Ивановна Маслякова, Ольга Исааковна Карпеш, Петр Иванович Демиденко…
Какой у меня стиль работы? Стараюсь жестких мер не применять. Человека нужно уважать, выслушивать, идти навстречу. Люди больше понимают и скорее реагируют, когда к ним обращаешься с уважением. Если жестко, то это не приветствуется.
– А в чем секрет успешного педагогического коллектива?
– Думаю, что в тесном сотрудничестве. Всегда нужно помнить, что у нас одна общая цель.
– А какая она? Знаю, что успешность той или иной школы часто (и это, в принципе, справедливо) оценивается по количеству поступивших в высшее учебное заведение выпускников.
– Выпускников в этом году у нас совсем мало: 4 человека. Я всегда говорю тем школьникам, которые вот-вот покинут стены любимой школы, что важно в этой жизни стать хорошим человеком. Далеко не все могут получить высшее образование. И это совсем не трагедия. Каждому свое! Главное – жить честно, работать с душой, вырастить замечательных детей, помогать людям. Хочу, чтобы наши выпускники потом уже, во взрослой жизни, жили честно. Чтобы стали они гордостью своей деревни, своей школы, родителей.
– Конечно, соглашусь с вами. Но если все-таки говорить о выборе выпускников вашей школы… Кем чаще всего они становятся, какую профессиональную дорогу выбирают?
– Раньше в районе работал учебно-производственный комбинат – УПК. Сельские школьники на таких занятиях могли овладеть так называемой деревенской профессией: механизатор, оператор машинного доения, животновод. Практически все люди, которые работают в сельском хозяйстве в округе, получили основные навыки своей профессии именно на УПК. Для наших детей это была хорошая возможность устроиться в жизни…
Есть, конечно, ребята, которые поступают в высшие учебные заведения, в техникумы и колледжи. У каждого своя дорога. И каждый должен пройти по ней достойно…
Юлия ПРАШКОВИЧ
Фото Александра СОЛОДКОВА