Люди в синих жилетах: как работается контролерам общественного транспорта в Мозыре

878

О контролерах общественного транспорта бытует много мифов и появляется историй, где их сравнивают с едва ли не «монстрами», отнимающими «последнюю копейку». Иногда нелестные отзывы в адрес людей этой профессии от недовольных пассажиров автотранспорта поступают и в редакцию. Чтобы развеять мифы и посмотреть на работу контрольно-ревизорской службы изнутри, корреспондент газеты на протяжении одной из смен каталась по городу в автобусах различных маршрутов в роли «тайного пассажира».

Контроль и не только…

Вначале, полагаю, следует сказать о том, что наш город по данному виду услуг находится в поле зрения подразделения контрольно-ревизорской службы КТУП «Гомельоблпассажиртранс». Предприятие заняло свою нишу в транспортной отрасли области с ноября 2011 года. Его структуру составляют отдел организации пассажирских перевозок и контрольно-ревизорская служба (у которой есть территориальные группы в Гомеле, Мозыре, Речице, Жлобине и Светлогорске, координирующие работу на соответствующих участках).

Предприятию удается успешно совмещать сразу два направления деятельности: организацию пассажирских перевозок и контроль за ними. Задачи, которые выполняет коллектив, можно назвать поистине масштабными. В этом перечне – подготовка предложений заказчику и реализация мероприятий по совершенствованию маршрутной сети; оперативный контроль за регулярностью движения автобусов на маршрутах в соответствии с утвержденным расписанием; заключение договоров с перевозчиками на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении; разработка предложений и реализация мер по повышению качества обслуживания пассажиров; координация расписания движения автобусов с расписанием движения других видов пассажирского транспорта; оперативный контроль за обеспечением безопасности автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, а также за соблюдением пассажирами, кондукторами и водителями транспортных средств законодательства Республики Беларусь в области автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

В коллективе службы трудится порядка 50 человек, которые со своими обязанностями, касающимися главным образом контроля оплаты проезда, успешно справляются, в том числе и подразделение в Мозыре. Работа контрольно-ревизорской службы, осуществляющей контроль на территории Гомельской области как самостоятельно, так и совместно со специалистами Транспортной инспекции, строится по территориальному принципу: Мозырский, Речицкий, Светлогорский, Жлобинский, Гомельский районы. Например, мозырская группа в составе 13 ревизоров охватывает город Мозырь и район, а также Петриков, Наровлю, Калинковичи, Ельск, Житковичи, Лельчицы. В 2016 году в Гомельской области проведено более 150 тысяч проверок, 80% из которых составили проверки полноты оплаты пассажирами проезда на городских маршрутах с кондукторской и талонной системой обилечивания. Вынесен ряд постановлений о наложении административного взыскания, составлены десятки протоколов об административных правонарушениях на водителей и кондукторов с наложением административных штрафов. Сотни пассажиров привлечены к административной ответственности за неоплаченный проезд. Бороться с нарушителями контролерам территориальных групп помогают инспекторы Транспортной инспекции и сотрудники РОВД.

Ну, а моя миссия целиком направлена на выполнение порученного задания, цель которого заключалась не в информированности читателей о работе КТУП «Гомельоблпассажиртранс», а в том, как поднять имидж контролеров-ревизоров, добиться уважения и доброжелательности пассажиров к ним и их нелегкому труду. Говорю об этом не понаслышке, а исходя из опыта, приобретенного в предыдущих репортажах и рубрике «Один день с контролерами городского транспорта». Ну, а теперь – в путь!

Никакой устрашающей силы…

Если кто-то думает, что контролеры работают по принципу: «Что хочу, то и ворочу», – то глубоко заблуждается. На жилетке написано, из какой службы контролер. Его рабочий день регламентирован временем и расписанием. Получив наряд-задание от старшего по рангу, они выходят на свои маршруты. К слову, специального образования тем, кто выбрал профессию контролера, не требуется. Однако это не говорит о том, что в эту службу берут всех без разбора. К примеру, претендент на вакантное место вначале проходит стажировку (до 10 смен) в паре с опытным специалистом, чтобы овладеть тонкостями: ознакомиться с законами и внутренними инструкциями, а потом сдать экзамен. По некоторым пунктам согласно правилам существуют и специальные требования: умение правильно беседовать с пассажирами, выходить из конфликтных ситуаций, отличить поддельные документы (удостоверение, студенческий билет) от настоящих. В конечном счете, они проходят психологическое тестирование, после которого психолог выдает заключение на предмет профпригодности…

Катаются контролеры, катаюсь и я с ними. У меня – проездной, который я уверенно протягиваю при проверке. На улице сыро и прохладно. В автобусах немноголюдно. Я наблюдаю за пассажирами и за работой специалистов, которые уверенно, никого не напрягая, выполняют свои обязанности. Никто ни с кем не пререкается. Зашли люди в форме в автобус, проверили документы у водителя, у кондуктора, сделали отметку, а затем пошли по салону проверять проездные документы у пассажиров. Ну, коль работа у них такая, то извольте, пожалуйста, уважаемые граждане, показать, что у вас за проезд. Однако наблюдается такая картина: завидев на посадке людей в синих жилетах, из автобуса в ближайшую дверь стремительно и бодро выскакивают по нескольку пассажиров. Раньше я и не обращала внимания на такое действо и не могла предположить, насколько заметен «побег». Я еще понимаю, когда молодежь выскакивает, а когда это делают солидные дядьки с портфелями или расфуфыренные дамы… Простите, «за державу обидно». Одним словом, картина неприглядная. Ну, а среди тех, кто не оплатил проезд и замешкался с «побегом» (допустим, в телефоне засиделся), попадались такие, которые вместо того, чтобы «выкупить» свою совесть, начинали пререкаться с контролером, весьма долго искать по карманам завалявшиеся деньги, а едва автобус «пришвартовывался» к остановке, выскакивали пулей…

В одном из автобусов, работающих с кондуктором, было выявлено нарушение (не все пассажиры оказались с билетами), был составлен рапорт, который впоследствии будет рассмотрен руководством автопредприятия. В основном же контрольно-ревизорская служба старалась больше проверить маршрутов, работающих без кондуктора. Там, как правило, «зайцев» больше. Для меня стало открытием, что те, кто пользуется таким маршрутом изо дня в день, стараются накопить целую кипу талонов, чтобы в случае проверки бросить контролеру со словами: «Выбирайте!» Да, было потеряно рабочее время контролера, но она до последнего момента старалась сохранять терпение и хладнокровие… А вот и незадачливый пассажир, которого пришлось оштрафовать. Причина заключалась в том, что он свой проездной документ забыл в кармане другой вещи. Мужчина заплатил за свою забывчивость бесспорно. Был еще один случай, когда гражданину пришлось выписать квитанцию за аналогичное нарушение, так как у него не нашлось нужной суммы на оплату штрафа. Квитанция обязывает его это сделать в пятидневный срок. То, что контролеры по-человечески обращаются к людям, попробовала проверить и я, продемонстрировав длительный поиск своего проездного по многочисленным карманчикам сумки. Контролер не стояла у меня над душой, а сказала, что подойдет позже. Подошла ко мне, когда проверила весь салон. Поверьте, блеска в ее глазах от того, что типа поймала «зайца», я не увидела и лишь поблагодарила за уважительное отношение. Бывают же разные ситуации, и контролеры относятся с пониманием. В этот день я увидела немало рабочих моментов, когда контролерам приходилось улаживать конфликтные ситуации. И поймала себя на мысли: почему контролеры работают в паре? Потому что иногда им приходится работать в условиях, приравненных к «боевым». Это подтвердил факт, когда пришлось иметь дело с пьяным пассажиром, у которого и денег на оплату проезда не оказалось, и выходить он отказывался да еще кулаками размахивал… Получается, что если не поддерживать друг друга, то можно оказаться на грани срыва или в числе пострадавших… Как правило, всегда же находятся в автобусе сердобольные пассажиры, которые просят не высаживать «драчуна», чтобы не пропал… А лекции в данном случае читать бесполезно.

Слушая все это, я занимала сторону законопослушных пассажиров, которые добросовестно оплачивают проезд. Вот сидят рядом старушка и женщина, у которых все оплачено, а с другой стороны – человек, который принципиально не хочет платить. Получается, возникает проблема социальной справедливости. Если контролер ничего в данном случае не сделает «зайцу», то как ему потом смотреть в глаза тем, кто купил билеты? Значит, контролеры – это люди, которым по долгу профессиональных обязанностей доверено следить за порядочностью пассажиров. Получается, что эта миссия не из легких. Тем более, что контролер не должен задерживать автобус и работать по ходу движения транспорта. Особенно трудно, когда автобус полный. Заметила, что на конечных пунктах контролерам легче. Здесь «рычагов» больше: можно выпускать пассажиров через одну дверь, и никакой «заяц» не сбежит… А за смену приходится стражам порядка проверить до 30 и более автобусов.

В конечном счете взгляд на профессию изнутри показал, что к концу смены контролеры настолько изматываюся, что работа им, наверное, даже снится. Хотелось бы, чтобы пассажиры это понимали и просто относились по-человечески! А у каждого пассажира на деятельность контролера существует свой взгляд. Кто-то считает, что имеет право нагрубить работнику при исполнении служебных обязанностей, кто-то – дать ему целую кипу прокомпостированных билетов с ухмылкой: нужный ищите сами. А некоторые, зная, что они на 120% не правы, начинают кричать на весь автобус, что они безработные или многодетные… Тем не менее, правила есть правила, и они одинаковы для всех. И нам, безусловно, в любых случаях нужно оставаться людьми!..

Наталья КОНОПЛИЧ

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: