Здесь читают новости первыми. Репортаж из мозырской типографии

Содержание нашей газеты создается коллективом редакции, процесс творческий и напряженный – пусть это, что называется, останется за кадром. Но это только полдела…

Следуя самому простому определению, журналистика – это вид творческой деятельности, направленный на получение, обработку и распространение информации. Если выход интернет-контента (на сайте и в социальных группах) коллектив редакции обеспечивает самостоятельно, то в остальном нам необходима помощь работников типографии. Если образно о процессе появления номера: редакция – отец, а полиграфическое предприятие – мать, именно здесь выходит в свет наше общее детище.

В преддверии Дня печати мы заглянули в дружественный нам коллектив, чтобы увидеть, как рождается свежий выпуск.

Мозырские полиграфисты могут если не все, то многое

КПУП «Колор» является одним из старейших предприятий Мозырского района, ему более 140 лет. Выпуском газет здесь занимаются на протяжении всего этого солидного трудового пути. Сегодня мозырская типография выпускает пять районных изданий и одну коммерческую газету – все изготавливаются офсетным способом. Но нужно понимать: в общем объеме производства газетная продукция занимает отнюдь не лидирующие позиции.

В типографии газета проходит три стадии: допечатную подготовку, непосредственно печать и экспедицию, но обо всем по порядку.

Первый этап: редакционные технические редакторы присылают газету в цифровом виде в формный участок. Для нас это – уже финишная прямая, для типографии – только старт. К слову, еще совсем недавно все макеты поступали в типографию на кальке – особого типа прозрачной бумаге, предназначенной для снятия копий. Но с приходом тотальной цифровизации мы от этого способа передачи данных отказались.

Итак, первый, кто видит результат нашего редакционного интеллектуального труда – макет готовой странички, – это оператор электронного набора и верстки. Сегодня с нами работает Людмила Владимировна Гаркуша. За монитором специалист внимательно просматривает все полосы, так мы называем страницы. Главное – «выловить» технические недочеты и помарки, пока процесс печати еще не закрутился. Проверяет каждую полосу, чтобы они шли по порядку, чтобы даты совпадали, номер заказа, чтобы шрифт не слетел, – целый ряд только с первого взгляда нехитрых технических требований.


Далее – самая творческая работа, нужно разбить изображения по цветам. На профессиональном сленге это звучит так – «отриповать».

Небольшой полиграфический ликбез: все цветные изображения, которые вы видите в газете, состоят из четырех основных цветов, которые наносятся на бумагу поэтапно один за другим. Это голубой, малиновый, желтый и черный. При наложении и смешении возникают все другие.

Для каждого из четырех цветов выводится своя форма. Лазером на каждой из печатных форм записываются определенные фрагменты изображений и текста. Заметила, что пластины ярко-синие – наверное, это тоже имеет определенный смысл. Процесс вывода изображения на пластину, к слову, напоминает проявку фотопленки, только при свете и без терпких запахов, свойственных процессам при фотоделе.


«Основная черта технологии «CtP», что буквально обозначает «компьютер – печатная форма», заключается в получении готовых печатных форм без промежуточных операций, в противоположность технологии фотовывода типа «компьютер–пленка». Мы отправляем с компьютера файл на выводное устройство и сразу получаем печатную форму. Экономим время, сокращая производственный цикл. При этом качество печати улучшается», – рассказывает начальник производственного отдела Екатерина Викторовна Барановская, пока выходит очередная пластина.


Берем пластины – они своеобразное клише, из которого чуть позже сделают тысячи копий, – и идем в печатный участок. Их края сгибают на специальном оборудовании, подгоняют под формат печатной секции. Теперь задача – отрегулировать выход первых экземпляров, по-другому это называют «сделать приладку», то есть установить формы и отрегулировать краски. Этим занимаются печатники плоской печати. Сегодня главные на этой «кухне» Людмила Владимировна Гордионок и Павел Геннадьевич Суров.


Они заряжают роли в печатную машину, которые, кстати, весят несколько центнеров, с помощью специальных устройств и механизмов. Их всего двое, за смену и словом не всегда перекинешься. Некогда. В дополнительных обязанностях – следить, чтобы оборудование функционировало в обычном режиме, а для этого нужно многое делать по уходу за ним. Так что без особой любви к технике и особенного ее понимания здесь не обойтись. Романтично звучит только должность, на деле – очень ответственная, динамичная работа, требующая громадных физических усилий, терпения, смекалки, а еще чувства вкуса. Странно звучит, но в данный момент именно от них зависит, чтобы «трава была по-настоящему зеленой, а небо – голубым». Сейчас они – главные волшебники. Пока настраивается машина, изображения печатаются некачественно… Это нормально. Ежеминутно печатники проверяют транспортер. Важно выгнать эталонный образец. За этим в том числе следит и ответственный за номер – всё, как и в редакции. Сегодня это – инженер-технолог производственного отдела Евгений Михайлович Ермоленко.


Отвлекать расспросами сейчас точно нельзя: еще совсем немного – и за секунду печатная машина выдаст 5-6 номеров – машина хоть не новая, но быстрая. Техника автоматически разрезает, собирает и отправляет свежие газеты на упаковку – теперь нужно четко и быстро упаковать газеты в пачки, которые дальше пойдут на экспедицию. И уже завтра попадут в руки вам, уважаемые читатели.

Ольга АРДАШЕВА.
Фото автора.