К вам едет… магазин. Чем райпо сильнее крупных ретейлов? Ответ очевиден

368

Мозыряне давно привыкли к многочисленным гипермаркетам, магазинам шаговой доступности, рынкам и мелким торговым точкам – их воспринимают как должное. Сельчанам и особенно тем, кто живет в деревнях, где население можно пересчитать по пальцам, в этом плане не повезло – у них нет такого выбора. Впрочем, именно о них и пойдет речь. Кто и как обеспечивает необходимым для жизни спрятанную от цивилизации глубинку?

Накануне Дня работников торговли журналист газеты «Жыццё Палесся» напросилась на борт автолавки «Припятского Альянса» и тоже отправилась по установленному маршруту в удаленные деревни.

Потребительская кооперация – единственная система, которая обеспечивает торговое и иное обслуживание людей с ярко выраженной социальной составляющей. С беседы о социальной ответственности торговли и «конкуренции», которая складывается на селе, мы и начали свое знакомство с водителем-продавцом  Михаилом Николаевичем Сузько, уникальным специалистом-универсалом. В «Припятском Альянсе» он – единственный шофер, который еще и искусно владеет секретами торговой отрасли. В торговле он – более 18 лет, 15 из которых доставляет по проселочным дорогам товары сельским жителям.

«Выездную торговлю в относительно крупные населенные пункты, где точно будет выручка, осуществляют и частники. За час могут наторговать больше, чем наш автомагазин за день. Но в отдаленную деревню, где остался один житель, частник точно не поедет. Особенно зимой, когда и в больших деревнях людей остается совсем немного: кого-то из стариков забирают в город дети, кто-то переселяется в больницу сестринского ухода, да и дачники приезжают совсем изредка», – говорит Михаил.

Наша первая остановка – Гиневичев Груд, около 40 км от города. Живописные грибные места, домик охотника рядом. Но славится деревня не этим: здесь живет в полном одиночестве 75-летний Николай Александрович Белоглазов, один на всю округу. Больше жителей в селе нет.

В Гиневичевом Груде.

Встречает улыбкой – он всегда рад людям, а своему дорогому другу Михаилу – особенно. Делает покупку и ведет нас на огород: показывает, как растут огурчики, рассказывает, как борется на своем удивительном огородике с сорняками, кто помогает заготавливать дрова… Много о чем ему хочется вспомнить и поведать специально для нас. Но прощаемся – от графика отклоняться нельзя.

В соседней Осовецкой Буде сигналим: в установленном месте пока никого нет. «Всегда жду, сколько могу. Интересуюсь отсутствующими, прошу односельчан наведать их: мало ли что случилось. Вдруг забыли, что автолавка приехала – останутся без хлеба. И хоть приеду сюда через день, все равно волнуюсь, только бы у них было все, что нужно», – говорит Михаил.

В Осовецкой Буде.

Спешно выходят. Всего человек 6. Все живы-здоровы – выдыхает. Покупки делают традиционные: хлебушек, молочное, колбаска, рыбка, пряники, конфеты… «Все свеженькое, вкусное. Продавец – большой молодец, предлагает, подсказывает», – говорит Юлия Николаевна Карась. Рассчитавшись за продукты, она не торопится домой, присаживается на лавочку. По традиции все, отоварившись, собираются вместе, чтобы обсудить свои дела.

Далее держим маршрут в Летовище, где всего-то два двора. Подвозим до дома одну из хозяек – бабушка платила по счетам в соседней деревне и, похоже, выбилась из сил. Туристам на заметку: стоит запомнить, что в этой деревушке – злые бойцовские собаки. Дистанцию между хозяевами и чужаком они держали исправно: из «Купавы» мне выйти так и не удалось.

В Летовище.

В Глиницком поселке и Сколодине оказалось многолюднее, чем в других населенных пунктах на маршруте. Собравшись компаниями, местные пересказывают друг другу сельские вести, хвалятся грибами-ягодами, спрашивают у Михаила, как поживают в соседних деревнях. Похоже, действительно автолавка – не просто магазин на колесах, еще и окно в большой мир, повод для встреч и общения. Здесь тоже не скупятся на благодарности в адрес продавца – такие эпитеты, добрые слова вряд ли услышишь от городского покупателя. Судя по настроению, с которым мужчина выполняет свою работу и теплым отзывам о нем покупателей, можно не сомневаться: он – на своем месте.

В Глиницком поселке.
В Сколодине.

«В любом деле важно быть не просто педантом служебных инструкций, а откликаться на запросы людей. Работа автолавок построена именно по такому принципу», – комментирует Михаил. Как в подтверждение своих слов, делает незапланированную остановку в Зимовой Буде. «Женщина просила продать 10 кг сахара: зачем нести ей такую ношу с километр, если могу подъехать к дому?» Тут же встречаем социального работника Виктора Петровича Фицнера, у него 9 подопечных в Зимовой Буде и Крушниках. Покупок в силу профессиональных обязанностей он совершает много. Как и его супруга, она тоже ухаживает за стариками, только в других селах. Работой автолавки семейная пара довольна. «Знаем, что можем рассчитывать на то, что любые наши заказы Михаил выполнит точно и в срок. Очень он порядочный, ответственный, наш, в общем, человек! А запросы, уж я-то знаю, у стариков бывают самые разные…»

Едем в Турбинку – поднимаем тему качества дорог. Водитель говорит, что не испытывает абсолютно никаких проблем, добираясь до самых отдаленных деревень. Если возникают те или иные сложности, не откладывая, ставит в известность местный сельсовет – реагируют оперативно, все вопросы решаются. Главное – говорить.

В Крушниках делаем больше всего остановок – 6, это, пожалуй, самая «раскидистая» деревня. Спрашиваю у местных, что бы они хотели поменять в работе мобильного магазина. В ответ пожимают плечами – все устраивает. «Были бы деньги – сегодня можно купить все, что душе угодно, с доставкой к дому: и продукты, и стройматериалы, мебель, технику. Спасибо нашему райпо за заботу».

Замечаю, что в очередях мало детей… И еще наблюдение: каждый второй берет молоко, творог, овощи, яйца…

Последняя точка маршрута – деревня Камень. В летописях войны – о ней особые строчки: в июне 1942 года оккупанты полностью сожгли деревню и убили 28 жителей. В боях за деревню и окрестности погибли 75 советских солдат и партизан, они похоронены в братской могиле на восточной окраине. Сегодня здесь живут всего несколько семей, приезжают дачники. Они говорят, что ценят это место за необыкновенную тишину, царящую здесь, и за лесные пейзажи. Здесь, к слову, было всего два покупателя. Набор продуктов – стандартный.

Михаил Сузько говорит, что пандемия COVID-19 все же внесла коррективы в работу автолавок. Людей стало поменьше, а вот объем продаж даже немного подрос. Подведем итоги: наша сегодняшняя выручка – без малого 1200 руб., было выдано 73 чека.

P. S. По многочисленным просьбам передаем поздравления от благодарных покупателей всему коллективу «Припятского Альянса» и всем, кто 26 июля отмечает профессиональный праздник – День работников торговли!

Ольга АРДАШЕВА. Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: