Он помогает мозырянам найти общий язык с машиной, с которой давно на «ты»

302

Профессиональный праздник День автомобилиста и дорожника имеет отличительную особенность – он объединяет как профессионалов, так и автолюбителей. А еще это один из главных праздников для учебных организаций ДОСААФ, на которые возложена почетная миссия – готовить новых водителей.

С автомобилем на «ты»

Руководство страны уделяет большое внимание вопросу подготовки водительских кадров. Ведь от качества обучения водителей зависит безопасность и спокойствие на дорогах нашей страны. Особая роль в этом деле отведена преподавателям и мастерам производственного обучения. Их труд напряженный и почетный, требующий высокого профессионализма, эмоциональной самоотдачи и безграничного терпения.

Мастер производственного обучения вождению механических транспортных средств Александр Леонидович Процко не только сам за рулем уже почти 20 лет, но еще и профессионально учит это делать курсантов Мозырской автошколы ДОСААФ. Он помогает мозырянам найти общий язык с машиной, с которой давно на «ты».

За рулем – с малых лет

– Любовь к технике и автомобилям привил мне отец, – рассказывает Александр Процко. – Учитывая, что он сам работал инструктором по вождению, я с малых лет уже сидел за рулем. Правда, до педалей ногами еще не доставал, отец помогал. Зато в школьные годы мог самостоятельно прокатиться по проселочной дороге. Поэтому выбор моей будущей профессии был предрешен.

Педагог по образованию, Александр несколько лет работал по специальности в училище мастером производственного обучения. Потом трудился на стройке мастером общестроительных работ. А в 2009 году пришел на работу в автошколу ДОСААФ, где успешно работает по сей день.

– Знаете, не каждому покоряется данная профессия, – говорит председатель Мозырской РОС ДОСААФ Анатолий Васильевич Чубуков. – Не все водители приживаются здесь, так как данная профессия предполагает наличие определенных личностных качеств.

Мастер как психолог

Александр Процко обладает качествами, которые помогают ему в работе. Он стрессоустойчив, умеет найти общий язык с людьми, выдержан и терпелив. Его молниеносной реакции можно только позавидовать.

– Мастер производственного обучения вождению механических транспортных средств – это скорее психолог, чем наставник, главная задача которого, в первую очередь, помочь преодолеть страх, а уже потом научить управлять автомобилем по правилам, – считает Александр Леонидович. – Сначала необходимо найти подход к каждому учащемуся и расположить его к себе. Обучение должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. От этого зависит не только быстрота обучения вождению, но и его качество. Поэтому без терпения здесь никуда.

Водителем стать никогда не поздно

В сутки мастеру автошколы доводится встречаться с пятью учениками. И каждого надо понять, попытаться уловить его характер, склонности. За рабочую смену автомобиль Александра Процко проезжает порядка 150 км. И так каждый будний день.

– После работы, если честно, за руль уже не тянет, – улыбаясь, признается мастер. – Пусть лучше жена заберет на машине или пешком пройдусь до дома. Только при необходимости сажусь за руль собственного автомобиля.

Любой совершеннолетний может стать водителем всего за 3 месяца. Во время обучения у курсанта имеется 50 часов практического вождения, включая экзамен. Программа рассчитана под среднеуспевающего ученика. По мнению Александра Леонидовича, этих часов вполне достаточно, чтобы научить. Учиться никогда не по

– Была у меня самая возрастная ученица, которой на момент обучения было 67 лет, – рассказывает мастер. – Она раньше ни разу не сидела за рулем. Поэтому первые уроки вождения были непростыми. Но она смогла научиться и получить права. Было бы желание!

Машину не надо бояться

В числе самых распространенных ошибок начинающих водителей учебных авто на дороге, по словам Александра Процко, – неумышленное игнорирование встречных машин и светофоров. Некоторые первое время путают «где право, где лево». И даже самые спокойные и уравновешенные люди на занятиях, случается, теряют самоконтроль: вместо педали газа жмут на педаль тормоза, вместо указателей поворота включают «дворники». Поэтому на своих уроках по вождению в числе приоритетных мастер поставил задачу поначалу успокоить курсанта и научить его перестать бояться автомобиля. «Как только человек перестанет бояться, он начнет думать, куда и как правильно ехать. У одних это приходит к середине первого занятия, у других – к середине нашей учебы», – заявляет мастер.

– Что в процессе обучения вождению вызывает у курсантов особую сложность?
– Все сложности начинаются еще с автодрома. В начале обучения для будущих водителей сложно всё: эстакада, туннель, правая и левая парковка, диагональ. При заезде в гараж некоторые путают, в какую сторону необходимо повернуть руль. Курсы по подготовке водителей – это не столько процесс учебы, сколько развитие ряда качеств: логики, реакции, быстроты мышления. Важно уметь предугадать возможность внезапного выхода пешехода на проезжую часть. Надо не просто выучить, как парковаться или заезжать в гараж, а правильно и четко мыслить на дороге.

Как не потерять мастерство

– Как лучше и быстрее выучить правила дорожного движения?
– Их необходимо понимать. Не надо зубрить и запоминать комбинацию ответов тестов на компьютере. Если что-то непонятно, стоит подойти к мастеру и попросить его разобрать ситуацию на практике. Тогда любой материал будет лучше усваиваться.

К слову, не забывает наш герой и о повышении своего профессионального мастерства. Ежегодно он принимает участие в областных и республиканских соревнованиях среди мастеров автошкол ДОСААФ.

Так, в 2018 году, выступая за команду Гомельской ООС ДОСААФ, Александр Леонидович стал лучшим как в теоретической, так и в практической части конкурса. Год спустя выиграл личный зачет на соревнованиях по профессиональному мастерству лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами в организационных структурах ДОСААФ Гомельской области. Программа соревнований традиционно состояла из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть включала проверку знаний ПДД, основ управления транспортным средством и безопасности движения, а также устройства и техобслуживания автомобиля. Практическая часть заключалась в проверке навыков управления учебным автомобилем на автодроме в прохождении 7 элементов трассы, наиболее сложным из которых было прохождение габаритной змейки задним ходом. Со всеми заданиями он справился оперативно и без помарок.

Хороший водитель – культурный водитель

– Вроде все проходят один курс подготовки в автошколе, а потом на дорогах становятся злостными нарушителями ПДД и винов-никами ДТП. С чем это связано?

– Все зависит от культуры вождения, воспитания человека. Во время обучения стараешься привить любовь и уважение, но перевоспитывать уже поздно.

– Что можете сказать про культуру современных водителей и пешеходов?

– Есть водители, которые в открытую хамят на дороге, видя, что за рулем находится курсант. Могут запросто подрезать, не уступить дорогу или лишний раз посигналить, если вдруг учебный автомобиль заглох на перекрестке. Посему хотелось бы пожелать водителям набраться терпения и проявлять уважение ко всем участникам дорожного движения.

Чтобы стать хорошим водителем, считает Александр Процко, недостаточно выучить правила, научиться ездить на машине и получить водительское удостоверение. «Нужно стать хорошим человеком: думать не только о себе, но и о других участниках движения, научиться уважать и уступать. И если у меня получилось научить этому хотя бы несколько своих учеников, я буду счастлив!», – говорит наш герой.

Сергей БОРОВИК.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: