Пассажир всегда прав? Разобрались во всех нюансах проезда в такси

В настоящее время мы очень часто пользуемся такси. При этом возникают, к сожалению, случаи, когда водители такси при поездке с нами, пассажирами, не соблюдают Правила дорожного движения, почему-то везут по «очень длинному пути», уезжают, не дождавшись нас, отказываются везти нас с «любимой и единственной» домашней собачкой. Нам же, пассажирам такси, кажется, что водители такси, сплошь и рядом нарушают наши права.

Об этом – по порядку.

Таксист, включи таксометр!

Отличить легальный автомобиль-такси (далее – такси, автомобиль) можно по таким опознавательным знакам: по желтому цвету автомобиля или желтым полосам на его кузове; по оранжевому фонарю на крыше; по опознавательному знаку из черных квадратов, расположенных в шахматном порядке, а также по имеющейся на автомобиле определенной надписи с буквами и цифрами. Кроме этого, в такси должен быть установлен кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром (далее – КСАТ).

Этот прибор автоматически считает плату за проезд и печатает кассовый чек (далее – чек).

Обращаю ваше внимание на следующее. Таксист не вправе перевозить вас с выключенным таксометром. Также он не вправе закрывать от вас таксометр (его части) или использовать вместо него мобильное приложение на телефоне, планшете. Но бывают в наше время и определенные технические новшества по порядку оплаты, о которых таксист вас обязан предупредить перед началом поездки.

Следует знать и о том, что вы вправе отменить поездку не позже чем за 30 минут до оговоренного времени прибытия такси.

Делать это нужно тем же способом, которым такси было заказано: через диспетчера или приложение для вызова такси. Если вы отменили заказ меньше чем за полчаса до времени прибытия автомобиля, с вас могут потребовать оплатить расходы за подачу такси. Бывают и такие случаи, когда диспетчер может внести ваш номер телефона в базу неблагожелательных клиентов, что затруднит вызов такси в дальнейшем. Если вы не воспользуетесь заказанным такси в течение 10 минут после согласованного времени, таксист вправе самостоятельно уехать без вас.

Вы как пассажир такси можете провозить с собой других пассажиров, багаж и (или) ручную кладь, домашних животных.

Последние должны находиться, в частности, в сумках с водонепроницаемым адсорбирующим дном. Собаку в наморднике и на коротком поводке может перевозить пассажир не моложе 16 лет, а собаку потенциально опасной породы – совершеннолетний. О перевозке животных рекомендуется предупреждать заранее диспетчера. Не помешает знать и о следующем. Количество пассажиров, которых можно провозить с собой, а также багажа, зависит от технических характеристик автомобиля. За их провоз плата не взимается.

Пассажир, выбирай маршрут!

Таксист должен ехать до конечного пункта по кратчайшему пути или по маршруту, который выбрали вы. Изменить маршрут движения водитель может только с вашего добровольного согласия.

Во время поездки вы должны в такси соблюдать общественный порядок. Если пассажир пьян, нецензурно ругается и т. п., то таксист вправе высадить его или обратиться в милицию. При этом такой пассажир должен будет заплатить за проезд.

Вы можете узнать ориентировочную стоимость поездки у диспетчера или водителя при заказе поездки. Также тарифы за проезд должны быть размещены в салоне автомобиля на видном месте. Тарифы могут устанавливаться, в частности, за подачу такси, посадку в него, за 1 км пробега, 1 час простоя и т. п. Например, при заказе такси через приложение тарифы устанавливают за посадку в автомобиль, за 1 км пробега и 1 мин. поездки.

По общему правилу поездка оплачивается по ее окончании. Но вы можете внести предоплату не больше ориентировочной стоимости поездки. Размер платы определяется по КСАТ или с помощью приложения. Потребовать у вас заплатить больше таксист не вправе. После оплаты поездки водитель должен выдать вам чек. Если для оплаты использовалось приложение – квитанция, которая должна быть направлена на адрес вашей электронной почты. Обычно пассажиры оплачивают поездку наличными деньгами. Однако такси должны быть оборудованы платежными терминалами для расчета карточкой. Если вы считаете, что ваши права нарушены, например, в чеке указан больший тариф, чем в информации, размещенной в салоне, можете пожаловаться перевозчику.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. Перевозчик – юридическое лицо или ИП, которое имеет лицензию на перевозку пассажиров. Именно с ним вы заключаете договор перевозки, пользуясь такси.

Замечаю и предлагаю…

Если возникли какие-либо претензии к водителю такси, то вы имеете право обратиться с жалобой на его действия. Удобнее высказать жалобу диспетчеру по телефону. Он передаст ее перевозчику для рассмотрения.

Если устное обращение оставили без внимания, то вы вправе и можете направить письменную жалобу. Для этого необходимо знать наименование и адрес перевозчика. Они указываются на передних дверях автомобиля-такси. Наименование также указывается в салоне такси вместе с фотографией и Ф.И.О. таксиста. Такую жалобу рекомендую отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Также вы вправе оставить запись в книге замечаний и предложений. Информация о ее месте нахождения указывается в салоне такси. Кроме этого, вы вправе направить электронное обращение по электронной почте или через сайт перевозчика (при их наличии). Рекомендую обязательно разборчиво указать ваши Ф. И. О., адрес места жительства, телефон и суть жалобы (например, поехали не по той дороге, сделали лишний круг или попросить вернуть излишне уплаченную сумму), поставить дату и подпись. В письменной жалобе также следует написать наименование и (или) адрес перевозчика. Как правило, вам должны ответить письменно и не позднее 15 дней с момента, когда перевозчик получил жалобу. Если нужна дополнительная проверка, ответ высылается в течение одного месяца. Если ваши требования не будут удовлетворены, вы можете использовать другие способы для защиты своих прав, например обратиться в общество по защите прав потребителей или в суд. До этого заранее у адвоката получите устную консультацию или воспользуйтесь его юридической помощью для составления письменного заявления в соответствующие органы. Не помешает знать и о том, что таксиста могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа, в частности, за необоснованный отказ от перевозки или за поездку с выключенным таксометром.

Размер штрафа будет зависеть от степени его вины, если она была установлена.

Если вы пострадали…

Пример: автомобиль такси попал в ДТП, и вы получили травму, – вы имеете право на страховое возмещение. Сумма выплаты зависит от степени тяжести травм. Размер возмещения определяется в белорусских рублях по курсу Национального банка на день выплаты. Для получения возмещения в результате ДТП вам, как пассажиру такси, рекомендую действовать в такой последовательности. После ДТП не покидайте место аварии, сообщите таксисту, что вы получили травмы, и проследите, чтобы он вызвал ГАИ и скорую, или вызовите их самостоятельно. Они зафиксируют, как вы пострадали в ДТП.

Советую в то время, когда вы ожидаете специальные транспортные средства, по возможности собрать как можно больше полных данных о такси (номере, цвете и марке автомобиля), перевозчике и таксисте. У водителя попросите чек. Однако если водитель не может его выдать, это не означает, что вам откажут в выплате страхового возмещения. Зафиксируйте с помощью фото- и (или) видеосъемки последствия аварии. Если есть свидетели, запишите их полные данные, в том числе и номера мобильных или иных телефонов.

Если вдруг вы не дождались прибытия ГАИ и скорой медицинской помощи или их не вызывали, обратитесь в день ДТП в медицинское учреждение. Там сообщите о произошедшем ДТП, про имеющиеся травмы и при каких обстоятельствах их получили во время поездки в такси. Работники здравоохранения сообщат об этом в органы ГАИ. Это необходимо, чтобы последние провели соответствующую проверку и подтвердили, что травмы получены в данной аварии.

Обратитесь к перевозчику с письменным заявлением. В нем укажите обстоятельства аварии, которые вам известны, в частности, кто и на какой машине вас перевозил, какие повреждения вы получили. В течение 5 рабочих дней со дня подачи вами заявления перевозчик обязан составить акт о причинении вреда и передать его страховой компании.

По направлению органов ГАИ или страховой компании пройдите судебно-медицинскую экспертизу. Только она определит степень тяжести полученных вами травм. Такую экспертизу проводят органы Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. В г. Мозыре также имеется Мозырский межрайонный отдел Государственного комитета судебных экспертиз, который вправе проводить такие экспертизы.

Обратитесь в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения. В частности, к заявлению необходимо приложить следующее: документы из медучреждения, заключение о степени тяжести полученных травм. Страховое возмещение будет выплачено вам, если для этого будут законные основания.

По всем возникшим вопросам по вышеуказанным обстоятельствам любой гражданин также вправе обратиться за квалифицированной помощью в юридическую консультацию.

Анатолий ЛАПТЕВ, адвокат юридической консультации
Мозырского района.