У каждой сельской школы своя изюминка. Каменская — единственная в районе занимается углубленным экологическим воспитанием

У сельских школ есть одно большое преимущество перед городскими. Переступая их порог, как будто попадаешь в другой мир – более спокойный, размеренный, наполненный уютом, почти семейной атмосферой, доверием, сплоченностью и, конечно же, участием в жизни друг друга.

У каждой сельской школы есть своя изюминка – отличительная черта, которая определяет их среди множества похожих учебных заведений района. Каменская средняя школа уникальна тем, что с младых ногтей не просто прививает своим воспитанникам любовь к природе, но учит относиться правильно и бережно к окружающей среде, беречь и защищать ее богатства. Иными словами, она единственная в районе занимается углубленным экологическим воспитанием.

Тема экологии была актуальна во все времена, но сегодня она звучит особенно остро. Воспитать экологически грамотное поколение – задача особой важности, ведь уже давно пора приступать от слов к действию – от разговоров о сортировке отходов к наблюдению за изменением природы в режиме реального времени. Коллектив Каменской средней школы Мозырского района во главе с ее директором Марией Андреевной Гуриной это понимает и прививает учащимся любовь и заботу о природе простыми, но действенными методами.

Коллектив учреждения уверен: один из залогов успешного экологического обучения – создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, умению и желанию активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой. Именно в этом направлении и работает педсостав Каменской школы, эффективно и гармонично сочетая учебную деятельность с внеклассной работой.

– Тема экологии для нас не нова, – рассказывает Мария Андреевна. – С каждым годом мы углубляемся в нее все больше, что меня особенно радует. Ученики под руководством учителей-предметников с удовольствием исследуют проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Они в режиме реального времени наблюдают за негативным воздействием на воздух, лес, почву, водные объекты, растительный и животный мир. Увиденное ребят очень впечатляет. И они с энтузиазмом берутся за исследовательские проекты, изучают особенности природы своего региона, оценивают экологическую обстановку и даже предлагают пути решения серьезной проблемы. Мы с удовольствием принимаем участие в научно-практических конференциях областного и республиканского уровней, обмениваемся результатами исследований с учащимися других школ.

Выставка школьных достижений на выездной сессии Мозырского районного Совета депутатов в 2020 году.

Стоит сказать, что неравнодушных к экологическим проблемам людей сегодня много. За участие во всевозможных конкурсах, фестивалях, конференциях и проектах экологической направленности учащиеся Каменской школы награждены грамотами, дипломами и ценными призами. Например, осенью 2020 года волонтерский отряд Каменской школы был награжден дипломом II степени в номинации «Лучший волонтерский отряд» в рамках Республиканского конкурса «Молодежь за чистоту городов и сел».

Стало традицией в конце учебного года подводить итоги работы на школьной научно-практической конференции «С природой в гармонии». Учащиеся и педагоги выступают с исследованиями, поднимающими актуальные вопросы.

– Сейчас ребята активно трудятся над новыми проектами, – говорит директор школы. – Будут подробно изучены проблемы вредного воздействия пластика и автомобильного транспорта, влияние короеда на лес и то, как экологические факторы воздействуют на лишайники в окрестностях аг. Каменка. Заинтересовались этими темами учащиеся 8-10 классов Александр Шубко, Клим Кадол, Полина Саченок и Яна Леоненко.

Кроме этого, в школе практикуется еще одна интересная форма работы – выпуск тематических информационных буклетов. Например, «Экологическое состояние родника «Ольховица», «Песчаный карьер «Каменка», «Боковское лесничество». Также педагогами и учащимися были разработаны дневник путешественника и путеводитель по городу Мозырю.

Вообще, проектов в экологическом формате очень много, чему способствует природа вокруг агрогородка. Каменка и ее окрестности – очень живописное место: карьеры, озеро, парковая зона. Каждый классный руководитель использует природный ландшафт в своей работе с учащимися в экологическом воспитании.

– Мы разработали маршрут экологической тропы, – вступает в беседу учитель географии Елена Ивановна Акунец. – Станции выбраны таким образом, чтобы сочетались уголки естественной природы и антропогенного ландшафта. Осталось их благоустроить, но это для истинных экологов не проблема, скорее, очередное приключение. С учащимися регулярно организуем туристско-краеведческие походы, которые направлены на привитие ребятам навыков правильного поведения в местах отдыха, в лесах и на водоемах. Ежемесячно проходят экологические десанты по очистке школьного двора и прилегающей к нему территории. Собираем мусор по берегам озера и карьера, возле родника «Ольховица», на загрязненных участках леса и закапываем его, если нет возможности вынести для утилизации. А недавно мы установили специальные контейнеры в местах отдыха. Может быть, это не очень интересное дело, но конкретное и очень важное. И не надо забывать, что от мусора страдают наши лесополосы и дворы. Хотелось бы, чтобы взрослые вели себя гуманнее и аккуратнее по отношению к природе и были примером для детей, а не наоборот.

Елена Ивановна Акунец со своими учениками.

Важную роль в формировании экологического сознания играет привлечение учащихся к природоохранной деятельности через работу школьного лесничества, садоводства, волонтерского отряда по защите окружающей среды. Ребята выявляют степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха, создают группы скорой помощи зверям и птицам в зимний период.

Учитель биологии Юлия Валентиновна Архипович добавляет:

– Наша школа тесно сотрудничает с Боковским лесничеством. Мы занимаемся озеленением школьного двора, улиц и дворов близлежащих домов. Наши юные натуралисты каждую весну высаживают саженцы сосен, елей, широколиственных деревьев на пустырях, оврагах, улицах, учебно-опытном участке. Ежегодно проходит акция «Покормите птиц зимой», для которой мы изготавливаем и вывешиваем кормушки. Весной и летом учащиеся работают на пришкольном участке «Экодача» – выращиваем овощи, ухаживаем за фруктовыми деревьями, а осенью собираем урожай и из своих продуктов готовим напитки для школьного «Экофитобара». Начали составлять новые интересные рецепты – получается вкусно.

Кроме этого, педагоги обучают ребят и маркетинговым ходам: как оформить и правильно преподнести свой продукт. Согласитесь, что в последние несколько лет широко распространены и пользуются спросом изделия хенд-мейд. Именно поэтому ребята из Каменской средней школы с неподдельным интересом и энтузиазмом занимаются изготовлением свечей, мыла, ароматных приправ, создают вкусные смузи и полезные чаи.

– Мы завлекаем детей тем, что им сегодня интересно, – отмечает Мария Андреевна.

Стоит еще отметить, что в рамках социального партнерства школа очень тесно сотрудничает с Мозырской овощной фабрикой: для ребят организуются регулярные экскурсии в теплицы, на фермы. Благодаря накопленному опыту в результате такого сотрудничества коллектив школы был отмечен дипломом II степени на областном этапе XIX Республиканской выставки научно-методической литературы по теме «Социальное партнерство как ресурс развития школы». А недавно в копилку школьных достижений спортивные команды девочек и мальчиков принесли по первому месту в районных соревнованиях по волейболу. Свои плоды приносит также и трудовое обучение: на районных олимпиадах по предмету учащиеся Каменской средней школы всегда занимают призовые места.

– Работать с детьми интересно, – говорит в завершении нашей встречи директор школы. – Мне даже кажется, что это своеобразная жизненная награда, поэтому мы, педагоги, не стареем ни душой, ни сердцем. Всегда идем в ногу со временем, а порой даже опережаем время, чтобы быть интересными своим учащимся, креативными, постоянно смотрящими вперед.

Ольга ЛАСУТА.

Фото автора и из архива школы.