В мире лозового кружева

О том, как создаются плетеные изделия из бумажной лозы.

Если оглянуться вокруг, выйти из собственной зоны комфорта, начать интересоваться окружающим миром, то можно увидеть, что увлеченных своей работой людей очень много. Не имеет значения, ходит ли человек на работу в офис или на завод, работает ли дома, главное здесь – любовь к своему делу.

Первые шаги

Сегодня я хочу познакомить вас с Екатериной Карпович – девушкой, которая три года назад поняла, что не представляет своих будней без плетения из бумажной лозы. Только не спешите давать волю своему скепсису, потому что только на первый взгляд кажется, что это легко и не заслуживает внимания. На самом деле за любой плетеной корзиной, подносом, хлебницей или сумочкой стоит кропотливый, а иногда и нелегкий труд, который отнимает достаточно много времени.

Мой первый вопрос при встрече с Екатериной: «Почему плетение и именно из бумажной лозы?» Честно, думала, что услышу что-то сродни «я долго к этому шла», но мастерица ответила:

– Моя подруга захотела себе плетеную корзину, но не из магазина – такие недолговечны и сто́ят прилично, – а сделанную руками. Однажды она мне сказала: «Я нашла способ, как ее сплести». Вместе мы начали штудировать интернет в поисках идей и бесплатных мастер-классов. Однако через какое-то время она сдалась, сказав: «Не моё. Терпения не хватает». А я увлеклась настолько, что продолжаю до сих пор.

Екатерина признается, что к различным корзинкам всегда была неравнодушна, но покупала их редко: то размер не тот, то цвет не такой, то форма неподходящая, а пластиковые не рассматривала вообще. Наверное, в жизни каждого человека и применительно к его жизненной ситуации наступает такой момент, который ясно дает понять: момент настал.

– На первых порах мне казалось, что у меня получается просто прекрасно. Была готова плести сразу на продажу. Это сейчас я смеюсь с себя и понимаю, что мои первые изделия были далеки от идеала, – с улыбкой вспоминает Екатерина.

Между тем увлеченность и жгучее желание творить способствовали тому, чтобы не останавливаться и тем более не бросать это занятие. Мастерица вспоминает, что первые полгода только то и делала, что плела, плела без остановки. Никто не помогал и не подсказывал, все тонкости осваивала самостоятельно. Училась, набивала руку, делала ошибки, анализировала промахи, чтобы не допускать их в своих следующих изделиях. Ведь чтобы зваться мастером, нужно постоянно практиковаться. А самое интересное в этом процессе то, что он не надоедает. Вот сколько бы я ни общалась с ручных дел мастерами, меня всегда интересует, не надоело ли. Я понимаю, что увлеченным людям странно задавать такой вопрос, даже глупо, но соблазн велик, ведь процесс однообразный.

– Но в этом-то и вся прелесть! – не соглашается со мной Екатерина. – Плетение меня успокаивает. Когда находишься в процессе изготовления изделия, то окружающий мир как будто перестает существовать, внимание сосредоточено только на работе. Это сродни медитации. Если я не плету пару дней, мне становится нудно, такое ощущение, будто что-то пропускаю, и это чувство мне не нравится. К тому же по натуре я такой человек, который не может сидеть без дела. Наверное, это сложно понять, но я места себе не нахожу, когда нечем заняться. Например, если я проснулась в пять утра, то это значит, что нечего разлеживаться, надо вставать, пить кофе и приниматься за работу.

Уверенность в каждой трубочке

Так сколько же времени уходит на изготовление одного изделия? На этот вопрос нет четкого ответа, потому что нет четких временных рамок. Под настроение можно и за день управиться, но это в самых смелых фантазиях. На самом же деле этот срок может растянуться до двух недель!

Сперва Екатерине нужно накрутить трубочки. Для этого она использует спицу и непереработанную газетную бумагу. А так как трубочек нужно очень много, то на их изготовление уходит почти полдня, при этом нужно стараться делать так, чтобы трубочки получались плотными и тонкими. Затем лозу нужно покрасить, пропитать и подготовить к работе. Основание корзины тоже требует определенных манипуляций. Затем начинается непосредственно плетение – самого любимого этапа работы моей собеседницы, по ее словам. После того как изделие сплетено, его нужно погрунтовать и наложить финишное покрытие. Как видите, это только на бумаге все легко и просто, на самом же деле процесс долгий и трудоемкий. По словам Екатерины, чтобы получить крепкое и надежное изделие, нужно обязательно выполнять все этапы.

Именно такие нюансы каждому ремесленнику хочется донести до своих потенциальных покупателей, которые зачастую удивляются стоимости.

– Многих пугает цена, некоторые даже возмущаются, – сетует мастерица. – Но изделие ручной работы, даже если в его основе бумага, не может стоить дешево, потому что в его создании используются и другие материалы: пропитка, грунтовка, лак, краска. Еще нужно учитывать время и сложность работы.

Однако на хороший товар всегда найдется покупатель, который захочет обладать вещью, уникальной и неповторимой в своем роде.

– Однажды мне написала женщина с просьбой сплести ей корзины зеленого цвета, – вспоминает Екатерина. – Я поинтересовалась, есть ли у нее в интерьере что-нибудь зеленое, на что получила ответ: «Нет, мебель у меня белая, но я хочу именно зеленые корзины, а уже под них я буду подбирать все остальное». Мне это было приятно, как мастеру: интерьер подбирают под мои корзины, а не наоборот.

А еще в практике моей собеседницы был такой случай, когда заказчик сделал заказ, не считаясь с итоговой суммой. «Помню, я тогда еще подумала: они осознают, во сколько им это обойдется? В результате заказ я упаковывала по частям, потому что за раз отправить его было невозможно».

Ко всему прочему Екатерина не боится конкуренции. Казалось бы, в таком деле она – опасная вещь, всегда есть страх, что другой мастер может оказаться лучше или опытнее, или гибче в вопросах ценообразования.

– Волков бояться – в лес не ходить. Правда? Если опасаться конкуренции, то зачем вообще тогда работать? Занимаясь ремесленной деятельностью только из-за денег и без удовольствия, не стоит ожидать хорошего результата, – уверена ремесленница. – К тому же когда я начинала свою деятельность, то не знала столько «плетельщиков», сколько знаю сейчас. Оказывается, в нашей стране их очень много, а вот сколько в Мозыре – затрудняюсь ответить. Но те, о которых я знаю, плетут только для себя.

Так в чем соль?

Каждый раз при общении с мастерами ручной работы меня атакует мысль: «Да я тоже так смогу! Что в этом сложного?» Екатерина охотно подтверждает эту мысль: «Глядя на меня, две мозырянки – женщина и девочка – тоже начали плести».

Так в чем же состоит удовольствие обладания предметом ручной работы?

– Эта вещь сделана по индивидуальному заказу и специально для вас, с учетом всех пожеланий и требований, вплоть до цвета, формы и узора. А это значит, что она уже неповторима, – объясняет Екатерина.

Ремесленница уверена в одном: плетеные изделия – это стильно, удобно, уютно и экологично. Стильно – потому что плетеные изделия сейчас на пике популярности, удобно – потому что они вместительны и подходят под любой интерьер, экологично – потому что при изготовлении изделия Екатерина использует только безопасные материалы, так что их смело можно ставить даже в детскую комнату. И как только вы поставите на стеллаж корзину из бумажной лозы, комната сразу преобразится, став в разы уютнее. Кстати, в своем аккаунте baskets_from_catherine мастерица подробно расписывает все особенности.

– Останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Даже наоборот – буду двигаться вперед, потому что в голове куча идей, связанных с плетением. И все их нужно воплотить в жизнь! – поделилась своими планами Екатерина Карпович.

Ольга ЛАСУТА.

Фото из личного архива ремесленницы.