Транспортный налог от А до Я. Разбираемся, кому, сколько и как платить

Вот и улеглись споры вокруг дорожного сбора для водителей. Вместо него введен транспортный налог. Однако среди владельцев авто всегда будут те, кто узнают новости последними. И в редакцию © Правда Гомель сыплются вопросы: что изменилось, как платить, в чем, вообще, смысл новшества? Давайте разбираться.

Другая концепция

Пересудов о дорожном сборе, точнее, о госпошлине за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении была уйма. Многие говорили о непродуманности сбора, настойчиво предлагая привязать его к цене на топливо. Это казалось логичным. Но такой расклад не учитывал интересы граждан без авто, покупавших топливо для мотоблоков, газонокосилок, на другие хознужды. Ждали от законодателей такого решения, которое удовлетворило бы всех и стало окончательным, не требующим пересмотра через пару лет. И оно, похоже, было найдено. На удивление простое.

Итак, новый транспортный налог введен в Беларуси с 1 января этого года. Порядок его исчисления и уплаты изложен в новой редакции Налогового кодекса – в главе 28-1. Вся информация о налоге и его ставках доступна на Нацио­нальном правовом интернет-портале.

Конечно, вникнуть в изложенное нормотворческим языком не всегда и не для всех просто. Мы же попробуем именно по-простому, в вопросах и ответах, донести суть нововведения. И сразу ответим на самый наивный вопрос: дорожный сбор отменен или будет взиматься вместе с новым налогом? Ответ: нет. Та самая госпошлина за допуск к участию в дорожном движении упразднена, вместо нее с 1 января 2021 года введен транспортный налог. Да, его по старинке могут называть дорожным сбором. И в этом есть резон, поскольку собранные средства, как и задумывалось, будут направляться на развитие дорог и дорожной инфраструктуры. Однако концепция этого вида налогообложения серьезно изменилась.

Нет авто? Вопрос снят

Кто же должен платить и за что конкретно? Здесь все просто. Как пояснили в инспекции МНС по Гомельской области, физлица и организации обязаны уплачивать налог за каждое транспортное средство вне зависимости от участия авто в дорожном движении. Это значит, что вопрос сезонности выплат для тех, кто пользуется автомобилем не круглый год, снимается. Объектом налогообложения признается само транспортное средство, зарегистрированное за физлицом в ГАИ.

То есть в случае снятия автомобиля (прицепа, мотоцикла и т. д.) с учета гражданин от уплаты налога освобождается. Говорят, наиболее сознательные автовладельцы поспешили еще весной решить все формальности и избавились от личных авто, в первую очередь от автохлама. Срок был установлен до 1 июля. Кто-то уже опоздал.

Кого освободят от уплаты

Вроде бы все понятно: нет авто – налог не взимается. Однако юридические нюансы и вопросы остаются. Например, как быть, если машину угнали, она числится в розыске? Или что делать с ретроавтомобилями, хранящимися в гаражах в качестве семейных реликвий, так сказать, для души? Ответы мы получили в налоговой инспекции.

Транспортный налог не исчисляется в отношении тех транспортных средств, которые:

– выбыли из обладания собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц, иными словами, после угона, кражи;

– выпущены не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска отсутствуют;

– принадлежат к категории М1 или M1G, то есть приводятся в движение исключительно электрическим двигателем (электромобили);

– специально оборудованы для использования инвалидами;

– сняты с учета в ГАИ до 1 июля 2021 года, причем независимо от причины – продажи или избавления как от автохлама.

Кроме того, это ВАЖНО, налог не исчисляется с авто­владельцев, у которых не истек срок действия разрешения на допуск машины к участию в дорожном движении. Проще говоря, с тех, кто успел внести упраздненный с января дорожный сбор. Примечание для владельцев электромобилей. Налог их действительно не коснется, но только до 31 декабря 2025 года. Не исключено, что затем норму пересмотрят.

Хрен редьки не слаще?

От несведущих нередко можно услышать: сменили название, а разницы нет. Подразумевается, что платить придется столько же. Но это не совсем так. Причем разница в пользу водителей.  Подробно о ставках налога изложено в пункте 2 приложения 27 к Налоговому кодексу. Мы назовем расценки для самых популярных категорий транспортных средств.

Итак, владелец легковушки с разрешенной максимальной массой от 1,5 до 1,75 тонны уплатит налог в размере 81 рубля (менее 1,5 тонны – 61 рубль). Это за год. Понятно, что ставка растет с массой авто.  За прицеп массой до 0,75 тонны платим 41 рубль. Столько же за мотоцикл. За грузовой автомобиль массой до 2,5 тонны – 162 рубля, от 2,5 до 3,5 тонны – 345 рублей. За автобус, перевозящий не более 20 человек, – 244 рубля. Для организаций расценки несколько выше.

Разумеется, для автовладельцев предусмотрены льготы. Ставка налога уменьшается на 50% для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп, а также для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста, или имеющих право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста. Для инвалидов III группы ставка уменьшается на 25%.

Когда и как платить

Уплата транспортного налога производится за истекший календарный год на основании извещения налогового органа. Плательщику его вручают не позднее 1 сентября. Законодательно установленный срок уплаты – 15 ноября года, следующего за истекшим.

Но в 2021 году, когда новшество только претворяется в жизнь, в уплате налога есть особенности. Физлица, не получившие на 1 января разрешение на допуск к участию в дорожном движении, обязаны уплатить авансовый платеж в размере одной базовой величины – не позднее 15 декабря 2021 года. Сейчас это 29 рублей. А владельцам прицепов, мотоциклов – 20 рублей. Извещения на такие платежи налоговый орган направит не позднее 1 ноября 2021-го.  Доплату налога за 2021 год потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го.

Таким образом, в этом году обойдемся малой кровью – заплатим лишь базовую величину. Мотоциклисты и того меньше. Уплатить транспортный налог можно в любом отделении банка, а также на почте или через систему ЕРИП, в том числе с помощью интернет-банкинга, мобильного банкинга. Или же как самые продвинутные налогоплательщики – в «Личном кабинете».

И последнее. Хотя озвученные ставки налога не выглядят высокими, законодательством предусмотрено полное или частичное освобождение от его уплаты для тех граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации.  С условием – транспортное средство не должно использоваться в предпринимательской деятельности. Освобождение от налога предоставляется местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами.