Безопасность потребителя в его руках

109

«Семь раз спроси, один – купи. Так сегодня вполне может звучать девиз потребителя»

 

Интернет-торговля сегодня достигла небывалых высот. Кинуть запрос о необходимом товаре или услуге во всемирную паутину проще простого: 5–10 минут и ты уже сделал заказ. Никакого личного общения с продавцом (что во время пандемии несомненный плюс), никакого сбивания ног в беге по магазинам. Правда, есть у этого положительного веяния времени и отрицательная сторона: качество предоставляемых услуг по ту сторону экрана проверить сложно. Но люди настолько привыкли доверять интернет-пространству, что в социальных сетях появляется все больше жалоб на недобросовестных продавцов. Разумеется, похожи они больше на крик души, потому что в большинстве случаев разрешить ситуацию юридически не представляется возможным.

Вот недавний пример из сети: в преддверии Дня учителя родители одной из мозырских школ решили порадовать педагога и заказали через Инстаграм сладкий букет. Ожидание и реальность не совпали. На претензию заказчиков продавец отреагировал однозначно: «Никто не обещал, что будет 100-процентное попадание в картинку, о возврате денег не может быть и речи». В ответ на это в социальных сетях разгорелся настоящий конфликт. Расстроенные родители пытались добиться справедливости, выставив на всеобщее обозрение профиль мастера и переписку с ним. Среди посыпавшихся комментариев в защиту заказчиков кто-то здраво подметил: мол, нужно было сперва проверить продавца на законность действий, а теперь остается лишь махать кулаками. И в этом есть зерно рациональности, потому что Закон РБ «О защите прав потребителей» не распространяется на покупки, совершенные у незарегистрированных продавцов. Но этот факт многие почему-то игнорируют.

И хотя человек я сердобольный, всегда жалею других, в подобных ситуациях у меня возникает только один вопрос: где же ваша бдительность? Во-первых, если вы заказываете продуктовое изделие, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у потенциального исполнителя условия, необходимые для работы с продуктами. Во-вторых, на каких основаниях человек осуществляет данный вид деятельности. Скажем прямо, если продукты неправильно хранятся, собираются в букет без перчаток и в условиях антисанитарии, или не соблюдены сроки годности, то возможные последствия для здоровья могут быть самыми плачевными. При этом с незаконного food-флориста взятки гладки, а вот на дарителя точно ляжет груз вины.

Сегодня шутки а-ля «ожидание/реальность» уже не кажутся такими смешными, потому что попасть в подобную ситуацию может каждый, разнится лишь сфера предоставляемых услуг. И если со съедобным букетом вопрос лишь в выброшенных деньгах, то, к примеру, в бьюти-индустрии дела куда печальнее: на кону здоровье. Причем далеко за примером тоже ходить не нужно, все в тех же пабликах Мозыря девушки ежегодно обсуждают неудачные процедуры в сфере красоты: через интернет клиентки записываются к мастерам, даже не подозревая, что, к примеру, косметолог должен иметь не только сертификат о прохождении обучающих курсов, но и специальное медицинское образование. А кондитер, делающий торты на дому, даже на своей кухне должен быть в маске и перчатках ради безопасности своих клиентов.

Увы, менталитет современного потребителя таков: махать кулаками после боя, вместо того чтобы все интересующие вопросы задать до предполагаемого заказа или покупки. Если есть возможность избежать неприятного инцидента, стоит ли попусту сотрясать воздух?

Александра КИРИНСКАЯ.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: