«Семь раз спроси, один – купи. Так сегодня вполне может звучать девиз потребителя»
Интернет-торговля сегодня достигла небывалых высот. Кинуть запрос о необходимом товаре или услуге во всемирную паутину проще простого: 5–10 минут и ты уже сделал заказ. Никакого личного общения с продавцом (что во время пандемии несомненный плюс), никакого сбивания ног в беге по магазинам. Правда, есть у этого положительного веяния времени и отрицательная сторона: качество предоставляемых услуг по ту сторону экрана проверить сложно. Но люди настолько привыкли доверять интернет-пространству, что в социальных сетях появляется все больше жалоб на недобросовестных продавцов. Разумеется, похожи они больше на крик души, потому что в большинстве случаев разрешить ситуацию юридически не представляется возможным.
Вот недавний пример из сети: в преддверии Дня учителя родители одной из мозырских школ решили порадовать педагога и заказали через Инстаграм сладкий букет. Ожидание и реальность не совпали. На претензию заказчиков продавец отреагировал однозначно: «Никто не обещал, что будет 100-процентное попадание в картинку, о возврате денег не может быть и речи». В ответ на это в социальных сетях разгорелся настоящий конфликт. Расстроенные родители пытались добиться справедливости, выставив на всеобщее обозрение профиль мастера и переписку с ним. Среди посыпавшихся комментариев в защиту заказчиков кто-то здраво подметил: мол, нужно было сперва проверить продавца на законность действий, а теперь остается лишь махать кулаками. И в этом есть зерно рациональности, потому что Закон РБ «О защите прав потребителей» не распространяется на покупки, совершенные у незарегистрированных продавцов. Но этот факт многие почему-то игнорируют.
И хотя человек я сердобольный, всегда жалею других, в подобных ситуациях у меня возникает только один вопрос: где же ваша бдительность? Во-первых, если вы заказываете продуктовое изделие, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у потенциального исполнителя условия, необходимые для работы с продуктами. Во-вторых, на каких основаниях человек осуществляет данный вид деятельности. Скажем прямо, если продукты неправильно хранятся, собираются в букет без перчаток и в условиях антисанитарии, или не соблюдены сроки годности, то возможные последствия для здоровья могут быть самыми плачевными. При этом с незаконного food-флориста взятки гладки, а вот на дарителя точно ляжет груз вины.
Сегодня шутки а-ля «ожидание/реальность» уже не кажутся такими смешными, потому что попасть в подобную ситуацию может каждый, разнится лишь сфера предоставляемых услуг. И если со съедобным букетом вопрос лишь в выброшенных деньгах, то, к примеру, в бьюти-индустрии дела куда печальнее: на кону здоровье. Причем далеко за примером тоже ходить не нужно, все в тех же пабликах Мозыря девушки ежегодно обсуждают неудачные процедуры в сфере красоты: через интернет клиентки записываются к мастерам, даже не подозревая, что, к примеру, косметолог должен иметь не только сертификат о прохождении обучающих курсов, но и специальное медицинское образование. А кондитер, делающий торты на дому, даже на своей кухне должен быть в маске и перчатках ради безопасности своих клиентов.
Увы, менталитет современного потребителя таков: махать кулаками после боя, вместо того чтобы все интересующие вопросы задать до предполагаемого заказа или покупки. Если есть возможность избежать неприятного инцидента, стоит ли попусту сотрясать воздух?
Александра КИРИНСКАЯ.