Каково это, быть водителем городского автобуса? Провели день с Олегом Герасимчуком, водителем АП-2

554
А я люблю дорогу.

Рабочая смена для водителя «сотки» начинается в 4 утра. Выезд на маршрут в 5.20–6.50. Итак, я еду в автопарк. Ранний подъем – стресс для организма, который не желает просыпаться, но придерживается команды внутреннего голоса: «Надо!». Это я так думала, а вот мой собеседник при встрече в автопарке, сказал, что первая смена ему даже больше нравится, чем вторая. Она открывает окно в новый день, наполняет его яркими красками, заботами и делами, радостью и эмоциями…

В начале шестого в автопарке уже много водителей и кондукторов: на линии в первую смену должны выйти порядка 100 автобусов. До того как выехать на линию (по разнарядке наш первый рейс был по маршруту № 23), Олегу Владимировичу предстояло взять путевой лист у диспетчера, побывать в здравпункте, где проверят физическое состояние водителя, а после этого идти за своим автобусом, припаркованном на стоянке. Прежде чем сесть за руль синего автобуса марки «МАЗ-105» (между прочим, единственного в филиале «Автобусный парк № 2»), водитель проверил наружный вид автобуса, обратил внимание на шины, наружные зеркала, стеклоочистители, проверил уровень масла и после этого завел двигатель, внимательно прислушиваясь к его работе. Обратил внимание на на прибор, указывающий на запас топлива: зная, что заправки бака (220 литров) хватает практически на две смены, все же бросил взгляд для уверенности. Теперь можно отправляться и на КПП…

– Я на этом автобусе уже 11-й год работаю. Вместе с напарником несем ответственность за состояние машины, и она нам благодарна за внимание, – рассказывает водитель.

По ходу дела, собирая на остановках ранних пассажиров, беседуем о водительских тонкостях: проведении ремонтов, изнашивании автомобильных шин, соблюдении расписания. Отклонение от графика допускается плюс–минус три минуты, поясняет собеседник. А если без причины опаздываешь больше чем на три минуты, то это уже считается нарушением, которое отразится на заработной плате…После этого рейса переходим на обслуживание маршрута № 14.

– Работа на таком кольцевом маршруте позволяет за смену выполнить 8 рейсов. Конечно, в разные поры года в движение автобусов, с учетом рельефной местности нашего города, свою коррективу в расписание вносят осадки, – говорит Олег Владимирович. – Однако же это не причина, чтобы люди опоздали на работу или учебу. Главное, не терять бдительности, внимательности и осторожности при работе в сложных условиях. И не паниковать, что вообще неприемлемо для водителя. Тогда и с любой проблемой можно справиться. Помогает опыт и профессионализм, который нарабатывается годами. У меня водительский стаж уже более 20 лет, 11 из них – в автобусном парке. С благодарностью вспоминаю своего наставника Алексея Петровича Шумака, который помог мне состояться в профессии. Теперь сам делюсь опытом с молодежью…

О семейных университетах

– Чтобы идти на работу с удовольствием, ее надо выбрать по душе. В какие времена началась ваша любовь к профессии и не ошиблись ли вы с выбором? – интересуюсь у своего собеседника.

– Можно сказать, что к машинам я тянулся с детства, потому что водителем всю свою жизнь отработал мой отец. Большую часть трудового стажа Владимир Николаевич отдал деятельности в автобусном парке № 2. В душе я очень хотел быть шофером, но еще раньше – космонавтом. Собственно говоря (улыбается), я даже родился в день космонавтики. Но с возрастом задумался о более приземленных профессиях. После школы поступил в ПТУ № 228, где получил профессию машиниста компрессорных установок, которая после практики на хлебозаводе меня не зацепила. Запасным вариантом перед армией стала учеба в ДОСААФ, где получил право водителя и категорию «С». И первая, и другая профессии пригодились в армии. Служил в ВВС, приходилось чинить компрессорные установки и водить КАМАЗы. Все это прибавило уверенности и желания совершенствоваться дальше. После службы в армии крепко-накрепко моя трудовая деятельность переплелась с профессией водителя, о чем я никогда не пожалел. Наверное, в этом все же огромную роль сыграло отцовское воспитание, семейные отношения, которые у них с матерью Татьяной Владимировной всегда строились на взаимоуважении. Не сломать, а поддержать в личном выборе они смогли и нас с братом Сашей. Ведь очень важно помочь детям найти свое дело, в котором бы они не разочаровались.

– А как сложились ваши взаимоотношения с супругой, детьми?

– Моя жена Жанна Александровна по образованию педагог. Я благодарен ей за взаимопонимание, поддержку во всех моих начинаниях, а также за сына и дочь. Более 20 лет назад для своей семьи мы за основу взяли модель родительских взаимоотношений, которые строятся на доверии, уважении и праве личного выбора, в том числе и в отношении выбора профессии детьми. К примеру, наш сын Евгений после окончания колледжа уже работает на ММЗ, продолжает учебу высшего звена и хочет найти себя в машиностроении, а дочь Викторию, пока еще школьницу, привлекает творческая палитра. Чтобы создать художественное полотно, надо немало потрудиться. А еще больше – научиться видеть то, что глазу других недосягаемо. Это мое мнение.

О смысле жизни

– Олег Владимирович, в чем заключается ваш смысл жизни?

– Может, это будет звучать банально, но мужчина должен в своей жизни построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Полагаю, что у меня все уже получилось. Осталось только совершенствовать. Если была бы возможность повторить пройденный путь заново, то я ничего не хотел бы поменять. Я бы прошел его так же: со всеми трудностями, поисками, испытаниями. Если сформулировать кратко жизненный девиз, то он будет звучать так: «Ставь цель и добивайся ее».

– Что такое, в вашем понимании, мечта?

– Моя мечта заключается в том, чтобы быть самим собой, а не как все. Каждый человек индивидуален. Если не сделать мечту реальностью, то реальность отнимет ее, и ты ничего не достигнешь. Мечтаешь – делай! Признаюсь, что одно время хотел попробовать себя в «дальнобое», но моя мечта так и застряла на уровне кинофильма «Дальнебойщики», который благодаря отличной игре Владимира Гостюхина и Владислава Галкина смотрю с удовольствием. И не жалею, что у меня не получилось реализовать ее. Видно, мой смысл жизни заключается в другом: служить людям, делать добро здесь, в родном городе, где живет моя семья. Слава Богу, живы родители, радуют успехами дети. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

На такой приятной ноте незаметно подошла к концу наша совместная смена. В 14.50 Олег Герасимчук передаст машину в руки своему сменщику, который также внимательно круг за кругом будет перевозить пассажиров по заданному маршруту.

По сути, профессия водителя не из легких, и не всякому она по плечу, что подтверждают слова из песни: «Говорят, несложно стать шофером, // Курс закончил и за руль садись, // Но шофер не тот, кто любит скорость, // А кто любит труд и ценит жизнь».

Наталья КОНОПЛИЧ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: