Нужно ли ребенку давать деньги на карманные расходы? Личное мнение

«Каждый родитель на определенном этапе должен решить проблему личных финансов своих детей», — считает наш журналист Дмитрий Кулик.

Частые упреки системе образования: школа не учит финансовой грамотности, дескать, ребенок умеет решать задачи по тригонометрии, но не знает, как купить на рынке клубнику. В очередной раз удивляет стремление снять всю ответственность с родителей и переложить ее на учителей. Просто вспоминается свое детство: как родители и бабушка брали с собой на рынок.

Основная функция – помогать нести сумки, но при этом мы видели весь небыстрый, а поэтому особенно тягостный для ребенка, процесс. Никогда не покупали у первого продавца, чтобы скорее вернуться домой, но не спеша обходили весь рынок, узнавали цены, анализировали товар, торговались и договаривались… Спустя пару десятков лет уже сами напрягали собственных детей подобными походами на рынок, а также в промтоварные магазины. Ума не приложу, как бы учителя водили целые классы по базару, обучая подобным практическим навыкам.

Другой немаловажный аспект финансового воспитания – карманные деньги. Их тоже выдают не педагоги, а родители, поэтому это полностью их сфера ответственности. В соцсетях мы изучили общественное мнение, чтобы узнать, как мозыряне регулируют денежные вопросы со своими детьми. Итак, из опрошенных регулярно выделяют деньги – 28,13 %. От случая к случаю – 32,81 %. Только за особые заслуги в учебе и поведении – 25 %. Только на необходимые траты – 10,94 %. «Не выдаем – зачем они ему?!» – 1,56 %. Пусть сам учится зарабатывать – 1,56 %.

Отметим, что из предложенных вариантов ответа правильный, на мой взгляд, только один. Настоятельная рекомендация: ребенок должен иметь постоянную фиксированную денежную сумму, на которую он всегда может рассчитывать вне зависимости от своих достижений в учебе и поведении. Причем начинать «инвестиции» в финансовую грамотность можно уже с 1 класса, ненавязчиво подсказывая и направляя.

Также стоит настроиться на то, что будут нелепые траты, вызывающие у вас внутренний протест, но иначе, кроме как методом проб и ошибок, этот путь не пройти. Поэтому лучше дитя в школе наиграется и набьет шишек на копеечных суммах, чем в зрелом возрасте «влетит» по-крупному. Ну и научится ценить свои капиталы, беречь и рассчитывать процесс расходов «от получки до получки». Кстати, знаем достаточно примеров, когда на гаджеты подростки накопили сами.
Самый неприятный вариант – «только за особые заслуги в учебе и поведении». Каждый учитель вспомнит, как минимум, одного ученика, что «выносил мозг» по теме своих оценок, которые оставляли его без родительских денег, а они сейчас так срочно нужны! Как есть риск и родителям в один день вдруг нарваться на откровение: «Если мыть посуду – это бесплатно, то зачем оно мне надо?!» Монетизирование поступков, а потом и чувств, – сомнительный воспитательный эффект.

Вопрос карманных денег – тема далеко не схоластического спора. Всё больше подростков попадают за решетку по статье 328 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов» на длительные сроки. Убитые горем матери оправдывают своих детей: «Просто хотел заработать, чтобы девушке цветы подарить и на свидание сводить, а возможности подзаработать у нас в городе нет, вот и откликнулся на объявление о работе курьером… Кто ж знал…». Охотно верю, что у этих ребят не было злого умысла распространять наркотики, а только желание иметь свои финансовые средства. Поэтому, признаемся, пугает, что есть в нашем опросе один человек, но выбравший вариант «пусть сам учится зарабатывать». Не факт, что это будет безобидное каноническое мытье автомобилей. Так что давайте признаем, что собственные карманные деньги – это еще и профилактика сомнительных финансовых предприятий по мгновенному обогащению любой ценой.

…А еще из детской заначки всегда можно перехватить до «получки» и даже текущий ремонт сделать и нечто значимое для хозяйства приобрести. И обязательно потом все одолженные средства честно вернуть – деньги воспитывают не только умение считать в уме, но и важные человеческие качества. У взрослых тоже.