Беженцы должны почувствовать, что у них на самом деле есть права

107

Сегодня все чаще вспоминается советский мультик «Кошкин дом»: «Кто знает, как мокра вода, как страшен холод лютый, тот не оставит никогда прохожих без приюта».

Ситуация с миграцией выходцев из Африки и Ближнего Востока в Евросоюз через нашу страну как раз соответствует этой фразе. Тысячи человек, среди которых огромное количество детей, беременных женщин и стариков, находятся на окраине Евросоюза у польской границы. Они поверили в мечту о том, что в Европе о них позаботятся, и теперь уверенно, несмотря на преграды в виде колючей проволоки и противостоянию польских военных, несмотря на холод и отсутствие элементарных санитарных условий, демонстрируют всему миру и Европе непосредственно свою готовность стать ее частью. А в ответ — тишина. Точнее, пинками гонят от вожделенных границ. Странное, бесчеловечное «гостеприимство».

Беларусь и наше отношение к мигрантам осуждают в ЕС. Почему-то там считают, что мы ДОЛЖНЫ запретить беженцам идти к ним. А как, скажите, мы должны это сделать? Почему мы должны препятствовать исполнению мечты страждущих людей, бегущих из своих стран в поисках лучшей доли туда, где, как им кажется, их ждут?

Новостные ленты телеканалов и газет пестрят ужасающими кадрами страданий мирных жителей, застрявших у границы с Польшей. У Надежды Николаевны Радченко они отзываются острой болью в сердце, напоминая о собственном прошлом.

В 2014 году ей самой и всей ее семье пришлось бросить все нажитое и уехать в Беларусь.

Ее любимая Горловка, некогда высокоорганизованный, процветающий промышленный город, превратилась в зону боевых действий, а близлежащие шахтерские поселки буквально в считанные дни превратилась в руины, больше напоминающие кладбища. В памяти то и дело возникает леденящие душу эпизоды, когда приходилось по ночам укрываться в подвалах от артиллерийских обстрелов, когда от мощных взрывов дрожали стены и не было уверенности, что очередной залп не накроет дом и не уничтожит всю семью.

Поэтому Надежда Николаевна уверена, что причина, побудившая сотни человек пуститься в далекое путешествие из обжитых мест, — это страх за свою жизнь и судьбу детей:

— Вы посмотрите на тех, кто сегодня находится у польской границы. Это женщины (многие из которых беременные), дети, старики. Это просто мирные люди, которые устали от голода, нищеты, разрухи, от постоянной угрозы своему здоровью и жизни близких. Они ищут покоя, поскольку дома их разрушены многолетними войнами. Теперь они стремятся в Германию, которая, по их мнению, является залогом стабильности и безопасности.

Для Надежды Николаевны и ее семьи таким безопасным местом стала Беларусь. Все вместе они приехали в Светлогорск, где у женщины есть родные. На первое время родственники приютили, помогли с регистрацией, поддержали материально. Но и сами они, не привыкшие сидеть гостем, стали искать подработку.

— Поначалу казалось, что все эти военные действия на Донбассе ненадолго, что пройдет два-три месяца, и мы вернемся в Горловку и продолжим жить, как и раньше, — рассказывает Надежда Радченко. — Уезжая, мы ведь даже вещей особо не взяли, только легкую одежду.

Но время шло, а ситуация не менялась. День за днем угасала и надежда на возвращение. Благодаря пониманию и искреннему участию не только родных, но и простых жителей города все нашли работу, стали потихоньку решать бытовые заботы. Надежда Николаевна рассказала, что большую поддержку семье на первых порах оказал Красный Крест, помогал продуктами, одеждой, необходимой утварью. Будучи медиком по образованию, Надежда Радченко нашла себе применение в системе обслуживания населения, кроме того, работает медсестрой в школе, а также активно участвует в работе Светлогорского отделения БОО «Красный Крест»:

— В настоящее время Красный Крест занимается сбором необходимых средств: продуктов, медикаментов, одежды и других вещей для передачи беженцам, находящимся на белорусско-польской границе. Приятно осознавать, когда видишь, что вокруг столько неравнодушных людей, которые принимают близко к сердцу боль людей, вынужденно оказавшихся в трудных условиях, и всеми силами стараются им помочь.

Тем не менее Надежда Николаевна откровенно не понимает жесткую, а точнее, жестокую позицию западных стран по отношению к мигрантам:

— Я считаю, какими бы ни были политические разногласия между странами, это не должно становиться угрозой жизни и здоровью простых людей. Сегодня Беларусь, которая не является самоцелью мигрантов, помогает этим людям, обеспечивает их продовольствием, водой, одеждой, оказывает необходимую медицинскую помощь. Почему же страны Евросоюза не допускают волонтеров и активистов правозащитных организаций, журналистов и медиков к беженцам? Где, позвольте спросить, представители ООН, комиссии по правам человека, почему европейский Красный Крест и другие общественные организации не имеют возможности предоставить беженцам гуманитарную помощь? Вот это, на мой взгляд, и есть преступление. Каждый человек заслуживает помощи, независимо ни от чего.

В нынешней ситуации, как мне кажется, остро назрела необходимость подключиться к решению проблемы международным общественным организациям. Причем от досужих разговоров и пространных размышлений о правах человека нужно переходить к действительным шагам по решению вопроса беженцев. Люди на границе должны почувствовать, что у них на самом деле есть права, что там, по ту сторону границы, куда они так старательно идут, к их судьбе не безразличны и что они, наконец, смогут обрести долгожданный покой.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: