Детская агрессия: как распознать и что с ней делать

185
Агрессивное поведение детей и подростков – своеобразный крик о помощи. Главное – вовремя уловить тревожный сигнал.

Причины появления агрессии у детей и подростков могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

На что следует обратить внимание

Почти в каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всей группы или класса, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным?» – трудно разрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.

В последние годы некоторые несовершеннолетние попали в ловушку сэлфхарма (от англ. self-harm) – преднамеренное повреждение своего тела без суицидальных намерений.

Сэлфхарм – это способ справиться со стрессом, внутренней болью, выразить то, что трудно сформулировать словами:

• сделать эмоциональную боль физической;
• избавиться от невыносимых переживаний и мыслей;
• вернуть ощущение контроля;
• сбежать от травмирующих воспоминаний;
• наказать себя за ужасное поведение, чувства или мысли, то есть причинить сознательно физический вред себе и таким способом справиться с отрицательными эмоциями.

Несовершеннолетние, как правило, не афишируют факт сэлфхарма и не пытаются манипулировать окружающими, наоборот, стыд и страх мешают им обратиться за помощью. Также лица с подобным поведением могут страдать от депрессии, тревожного расстройства и последствий душевной травмы.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны и нередко сами не могут оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь боятся их.

Лучшая помощь – своевременная

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи несовершеннолетнему. Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень
агрессивности.

Агрессивный ребенок ведет себя так: часто теряет контроль над собой; спорит и ругается со взрослыми; отказывается выполнять правила; специально раздражает людей; винит других в своих ошибках; завистлив, мстителен; чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Причин подобного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях, тех, кто не может выразить свою боль путем словесного контакта.

Памятка для родителей

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить следующие фразы и вопросы: «Всё надоело», «Ненавижу всех и себя», «Пора положить всему конец», «Когда всё это закончится», «Так жить невозможно», «А что бы ты делал, если бы меня не стало?»

Работа с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

• работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева;
• обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;
• формирование способности к доверию, сочувствию и сопереживанию к другому человеку.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или детского врача-психиатра. Можно обратиться анонимно, бесплатно на Республиканскую телефонную «горячую» линию по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию: телефон доверия для детей – 8-801-100-16-11; телефон доверия для детей и подростков, а также членов их семей, – 8(017)263-03-03.

Консультацию можно получить по телефонам экстренной психологической помощи Гомельской области: 170 и 8(0232)31-51-61, а также в Мозырском психоневрологическом диспансере (ул. Малинина, 9) по телефону «доверия» 8(0236)25-17-92 (пн, вт, чт, пт – 8.00–14.00; ср – 13.00–19.00).

Екатерина КАСУХА,
врач-психотерапевт Мозырского психоневрологического диспансера.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: