Дмитрий Кулик: «Знай свое место, пассажир!»

Тема транспортного этикета – одна из самых вечных и неисчерпаемых для творчества.

Наиболее ярким проявлением ее является известная дилемма «уступать/не уступать место». В известном советском мультфильме «Шёл трамвай 10-й номер» по мотивам стихотворения Сергея Михалкова «Одна рифма» пионера Николая, который «сидит скучает, бабка рядышком стоит», призвал к порядку постовой милиционер. А как оно в реальной жизни, где не поставишь служителя порядка в каждую единицу транспорта?

Надо сказать, что нравы с советских времен, которые принято порой считать идеальными, изменились, на наш взгляд, не очень заметно. Причем неверно во всем винить молодежь, потому что с рюкзаками за плечами, перегораживая дорогу, по салону дефилируют и школьники, и пенсионеры. Очень сильно способствует снижению конфликтных ситуаций четкая работа автобусного парка № 2: автобусы вместительные, приходят по расписанию – ситуации, когда на тебе висело несколько человек, потому что машина забита битком пассажирами, час прождавшими на остановке, остались в далеком прошлом.

А еще в салоне есть разметка мест для разных категорий граждан. В новых автобусах уже специально обозначены места для инвалидов. Остались и традиционные «места для пассажиров с детьми» – как правило, это места за кабиной водителя. Вот только давно уже создалось стойкое впечатление, что в Мозыре эту табличку трактуют как-то избирательно, как обозначающую места для детей. Обычная картина, когда они заняты уже не маленькими подростками, причем в часы пик – когда взрослые возвращаются с работы, а молодое поколение – с тренировок, из лицеев, колледжей. И реакция на просьбу освободить место, положенное по статусу, не всегда адекватная.

Чтобы не взывать к совести и не тратить время на душеспасительные беседы, можно напомнить, что существует Постановление Совета Министров Республики Беларусь N 972 от 30 июня 2008 г. «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Глава 14 «Права и обязанности пассажиров» гласит, что среди прочего пассажир обязан «уступать при городской перевозке пассажиров в регулярном сообщении специально обозначенные места для сидения пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и лицам пожилого возраста». По сути дела, мы, входя в салон общественного транспорта, фактически заключаем договор с перевозчиком. Нас и багаж обязуются безопасно, своевременно и качественно доставить по назначению.

Мы в свою очередь должны оплатить предоставленную услугу, соблюдая определенные правила. И если человек не выполняет то, что предписано, перевозчик вправе отказать ему в оказании услуги. Представителями перевозчика являются водитель и кондуктор, поэтому их законные требования пассажир обязан выполнять.

В стихотворении Сергея Михалкова, в отличие от мультфильма, все закончилось не так оптимистично: «На свободное местечко захотелось бабке сесть, оглянуться не успела – место занято другим. Пионеру Валентину ехать очень хорошо…» Кстати, побывавший на Тайване известный мозырский путешественник Сергей К. отмечал: «В Тайбэе (столица Китайской Рес-
публики) на места для инвалидов и пассажиров с детьми никто не сядет даже в час пик. Нас об этом предупредили в первую очередь, если мы не хотим стать мишенью всеобщего осуждения. Иначе со стыдом придется выйти на первой же остановке…»

«Кто пользуется своим правом, не нарушает ничьего права» – известный принцип римского права, сохранившийся и в наши дни. Давайте помнить об этом не только в общественном транспорте.