Каково это – быть врачом в непростой эпидобстановке? Наш журналист заступил на дежурство с ковид-бригадой Мозырской городской поликлиники № 2

209

За два года пандемии существенным изменениям подверглась система здравоохранения, работники которой сегодня и днем и ночью держат «оборону», помогая другим справиться с новой напастью. 

Уверенный ответ новому вирусу

Врач общей практики Надежда Малюк и помощник врача по поликлинической помощи Ирина Цыблиенко работают в тесном тандеме уже 4 года. За это время вместе прошли многое, в том числе и ежемесячные дежурства в специальной бригаде. Пока медики готовятся в очередной раз «нести вахту», беседуем с ними о важном и насущном.

– К новым реалиям мы адаптировались уже давно, – улыбается доктор. – Тяжелее было работать в начале пандемии: тогда обстановка была непривычная, напряженная. Некоторые пациенты впадали в панику, могли расплакаться во время нашего визита. Приходилось и самим держаться, и людей успокаивать, обнадеживать, что все будет хорошо.

Сегодня, по словам медиков, замешательство пациентов сменилось пониманием, а работа перешла в разряд привычной, хоть и непростой. Рабочая смена контактной бригады длится около 8 часов. В среднем за это время команда медработников обслуживает от 30 до 50 вызовов. Правда, признается Надежда Сергеевна, бывает и больше: работает негласное правило – до последнего пациента.

– В связи с непростой эпидобстановкой сейчас мы работаем и в выходные дни. Рабочий день заканчивается в 15 часов, но иногда к последнему пациенту заходим и в 18 часов, – говорит доктор.

Стоит отметить, что оптимизму медиков можно позавидовать, потому что о напряженной работе они рассказывают с улыбкой. А на вопрос о том, остается ли время на отдых, уверенно отвечают: «Остается. Мы справляемся». Поэтому можно смело констатировать: мозырские медики трудятся по призванию.

«Врачебный спецназ» спешит на помощь

Смена контактной бригады начинается задолго до посещения первого пациента. Сперва медицинские работники подготавливают документацию, собирают сумку-укладку, сумку с переносным кардиографом, запасаются всем необходимым для забора биоматериала и, самое главное, экипируются в противочумный костюм. Пройти последнюю процедуру предстояло и мне. Итак, что собой представляет «антиковидное обмундирование»: защитный комбинезон с капюшоном, перчатки, респиратор, защитный щиток. Пока я в замешательстве крутила в руках комбинезон, Ирина Валентиновна успела полностью одеться.

– Костюм надевается без верхней одежды. Поверьте, вам и так будет в нем очень жарко, – улыбается помощник врача.

В первые минуты в респираторе мир «поплыл»: дышать стало в разы тяжелее. Существенно притупляется и острота зрения в щитке. Но это, по словам наших собеседниц, еще цветочки. Остро все прелести противочумной защиты ощущаешь к концу обслуживания вызовов. Есть еще один важный нюанс: пока другие плотно завтракают, выпивая за утро не одну кружку бодрящего кофе, медики контактной бригады по понятным причинам не позволяют себе выпить даже стакан воды, при этом оставаясь на ногах целый день.

К 10 утра в маршруте медработников порядка 10 адресов, которые нужно посетить, остальные вызовы доктор будет принимать по телефону в течение дня. На пути к первому пациенту сразу сталкиваемся с суровой реальностью: на вверенном доктору участке – старые дома, в которых нет лифта. А это значит, что подниматься и спускаться по лестнице медицинской команде приходится много раз.

– К концу дня ноги, конечно, наливаются тяжестью, но мы уже привыкли, поэтому «летаем» по адресам как вертолеты, – смеется помощник врача.

Едва поспевая за медиками, дохожу до нужной квартиры. Женщина средних лет жалуется на недомогание. Еще вечером у нее поднялась температура и появился кашель. Пока Надежда Сергеевна собирает анамнез, Ирина Валентиновна замеряет температуру и сатурацию – уровень насыщения крови кислородом (важный показатель при COVID-19).


– Мы стараемся максимально оптимизировать свою работу, чтобы и пациентам было удобно, и нам сэкономить время, – поясняет важность четких отработанных действий помощник врача.

По второму адресу доктора ждала пожилая женщина. Жаловалась пенсионерка также на кашель, першение в горле и температуру. К слову, к каждому пациенту у медиков свой подход: с людьми преклонного возраста нужно говорить громче, по нескольку раз поясняя назначения, кого-то необходимо приободрить и обнадежить, с кем-то пошутить. В этот раз врач внимательно изучила препараты, которые принимает женщина, чтобы скорректировать лечение, помощник врача сделала ПЦР-тест на коронавирус.

– Всё у вас отработано. Как же хорошо, что ко мне всегда приезжают хорошие доктора, – с улыбкой провожает медиков женщина.


На пути к следующему адресу интересуюсь у дежурной бригады, случаются ли нештатные ситуации.

– Конечно, периодически такое бывает. В эту волну в основном у всех легкое течение болезни, в прошлую – чаще вызывали пациенту скорую для госпитализации, – рассказывает Надежда Малюк.
А вчера вообще думали, что придется в 101 звонить. Пожилой мужчина подошел к двери, но открыть не смог – упал. До нас только доносились его стоны. Пришлось просить помощи у соседей, которые позвонили внуку. Когда открыли дверь, оказалось, что у дедушки очень поднялось давление.

– А еще однажды пришлось поднимать очень крупного мужчину – задача не из простых, – добавляет Ирина Цыблиенко.

По улице Пушкина контактная бригада обслуживает еще несколько вызовов, постепенно двигаясь к улицам Саета и Куйбышева. По очередному адресу медиков с нетерпением ждет семейная чета пожилых людей: заболели оба супруга. Опрос пациентов, измерение температуры и сатурации, забор биоматериала – слаженность команды доктора и его помощника впечатляет. При этом женщины еще успевают пошутить с пациентами и приободрить: «Понимаю, что взятие мазка – процедура не из приятных, но нужно еще немного потерпеть. Вот так, держитесь молодцом».


На шестом вызове у меня появляется сильная одышка от ходьбы по лестницам, в защитном костюме становится все жарче и дискомфортнее. А медработники не сбавляют темп: по телефону поступают новые вызовы, нужно успеть ко всем.

Мне, как человеку неподготовленному, даже непродолжительное пребывание на дежурстве в защитном «обмундировании» дало о себе знать головокружением. А у ковид-бригады впереди еще не один десяток пациентов и заполнение документации по возвращении в поликлинику. При этом чуткость и доброжелательность – главные черты медиков, которые они не могут растерять ни на минуту, как бы тяжело им ни было. Не осилив обход и десятка вызовов, прощаюсь со своими собеседницами с четким осознанием: этот опыт я запомню надолго.

Напоследок

Насколько сложно врачам работать в нынешних «ковидных» реалиях, непосвященные люди могут лишь догадываться. При этом облегчить труд медицинских работников под силу каждому. Для этого необходимо придерживаться простых мер предосторожности: носить маску, обрабатывать руки, соблюдать социальную дистанцию, отказаться на время пика заболеваемости от посещения мест массового скопления людей и пройти вакцинацию. А самое главное – с пониманием и благодарностью относиться к непростому труду врачей.

Александра КИРИНСКАЯ. Фото автора
и Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: