Как сформировать алгоритмическую грамотность у малышей без компьютера, знают в яслях-саду № 30

В течение учебного года воспитанники старших групп ГУО «Специальный ясли-сад № 30 для детей с нарушением зрения г. Мозыря» изучали программу «Информатика без розетки». Ее особенностью является использование разработанной в Парке высоких технологий методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет, направленной на освоение ими умений структурировать и оперировать информацией на основе логических операций без использования компьютера.

Малыши пяти-, шестилетнего возраста выбраны неслучайно. Это стартовый предельный возраст, когда дети начинают осознавать то, что они изучают. Не секрет, что будущее страны, формирование ее облика будут определяться теми детьми, которые сейчас ходят в детский сад и которые окончат школу к 2030 году.


Сегодня любой ребенок может свободно пользоваться цифровыми технологиями, но не умеет применять их с пользой для дела. Ведь цифровые навыки не даются при рождении даже в цифровой среде в эпоху интернета. И было бы наивным полагать, что ребенок сам освоит цифровую грамотность, если взрослые не будут прилагать к этому никаких усилий, а оставят детей один на один со смартфонами и компьютерами.

Педагоги Специального ясли-сада № 30 г. Мозыря полностью разделяют это мнение, и поэтому учителя-дефектологи Е. В. Шевчук, М. А. Филипчик, Е. А. Заяц, воспитатель А. Н. Лукашевич и руководитель физического воспитания А. Н. Назаренко с энтузиазмом начали работу по программе «Информатика без розетки».

На каждом занятии детей встречал полюбившийся им друг – котенок Алесик, который помогал ребятам перенестись в волшебную страну, где необходимо решить проблемную ситуацию или выполнить важные задания. А для этого ребята перевоплощались в информационных исследователей, отправлялись в путешествия, где познавали новые истины, учились видеть и находить отличия между предметами, называли признаки и сходства предметов и явлений, учились действовать по алгоритму, строить и проходить лабиринты, познавали первые элементы кодирования.


Особенно заинтересовало ребят занятие, на котором речь шла о роботах. Их удивило, что помощники-электроприборы – это тоже роботы, которые улучшают качество нашей жизни. С удовольствием ребята выступали в роли программистов и роботов. Программисты давали роботам поручения выполнить определенные задания по составленному алгоритму. Ребята в роли роботов должны были правильно нарисовать рисунок, прочитать книгу, уложить куклу спать, сделать утреннюю зарядку и действовать строго по заданному алгоритму, не нарушая его последовательность.

Родители воспитанников не остались в стороне и в течение года принимали активное участие в онлайн-марафоне «Информатика без розетки», выполняя задания со своими детьми и наблюдая, с каким интересом ребята постигают азбуку цифрового мира.

Мы уверены, что участие воспитанников в занятиях по программе «Информатика без розетки» заложило основу для изучения информатики и программирования в школе и способствовало формированию умений, необходимых для жизни в информационном обществе.

Жанна КИРИНСКАЯ,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Специальный ясли-сад № 30 для детей с нарушением зрения г. Мозыря».