Как развивается детское интеллектуальное движение в Мозыре? Поговорили с руководителем клуба знатоков гимназии

199

Чемпионаты могут быть не только спортивными. В Беларуси проводятся турниры по интеллектуальным играм для школьников разных возрастов. «Что? Где? Когда?» связывает поколения. Юные гении со всех регионов страны меряются кругозором, эрудицией, скоростью мышления. Участникам нужно уметь логически мыслить, концентрировать внимание, анализировать, а также работать в команде. На вопросы ответит далеко не каждый взрослый. Однако, как говорят сами игроки, чем сложнее, тем интереснее.

Подробнее – в интервью с педагогом-психологом Ростиславом Миневичем.

От идеи – к высоким результатам

– Ростислав Маркович, как зарождалось интеллектуальное движение в Мозыре, с чего все началось?

– До 1999 года для меня игра «Что? Где? Когда?» была не более чем телепередача. Будучи студентом, на любительском уровне я устраивал игры. Но то, что буду этим заниматься профессионально, в голову не приходило. И о спортивной версии этой игры не слышал. В 1999 году старшеклассники гимназии поехали в один из летних лагерей и познакомились с ребятами, которые занимались интеллектуальными играми профессионально. Вернулись они увлеченные. Десятиклассники пришли ко мне в кабинет и сказали, что их команде нужен тренер и что они выбрали меня. Мне стало интересно. В этом же году был организован интеллектуальный клуб под названием «Миг», который работает вот уже 24 года. С годами опыт прибавлялся и клуб приобретал известность. В других школах тоже есть интеллектуальные клубы с разной степенью успешности. Но про нас говорят больше всего, потому что мы часто выигрываем.

– Что дает участие в клубе?

– Прежде всего, участники получают развитие творческого мышления, опыт общения со сверстниками всей страны. Когда приходит понимание, что в каждом вопросе есть правильный ответ, это дает осознание, что из любой жизненной ситуации можно найти выход. Дети понимают, что клуб – одна из «фишек», и занимаются с интересом, увлеченно. Сегодня в гимназии, к слову, шесть постоянно действующих команд интеллектуальной направленности.

В будущем такие дети стремятся самореализоваться на интересной работе. Я хочу, чтобы они нашли себя, а это значит четко почувствовать, что реально в жизни им интересно. Кто-то определился в программировании, кто-то успешно продает машины. Прежде всего, учу детей находить свой путь и быть счастливыми. Еще говорю, что они должны уметь сказать «нет». Нужно научиться думать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию или компанию. Речь идет не просто о том, чтобы обеспечить ребенку занятость (кружки, секции), – это должна быть его сфера интересов, чтобы это было в радость на самом деле.

– В подростковом возрасте возникают вопросы с поведением или плохими привычками. Как молодежные проблемы решаются в интеллектуальном клубе?

– Часто перед кабинетом психолога дети боятся. А моя дверь всегда открыта, и ребята свободно общаются. Я для них друг и готов помочь. Всегда найдется способ создать мотивацию к хорошему. Интеллектуальная деятельность способствует переориентации взглядов молодежи с вредных привычек на конструктив. Поэтому веселиться участники умеют без алкоголя и сигарет.

Каждый год Белорусской лигой интеллектуальных команд организовывается летний лагерь. Огромное Республиканское общественное объединение поддерживается Министерством образования. По 250 самых умных детей оздоравливаются под Минском, Лидой, Могилевом. В одном из лагерей у ребят совсем нет интернета – и ничего: к середине смены о нем уже не вспоминают. Детский досуг включает не только интеллектуальные, но и спортивные игры, театрально-культурную программу, конкурсы, дискотеки и всё, что детям по душе. Как показывает практика, на занятиях никто не ссорится, все самые жаркие споры разгораются на футбольных матчах – там страсти кипят. Таким образом, ребята расходуют энергию в мирное русло. Мероприятия клуба помогают найти единомышленников, друзей. Также знаю немало участников, которые создали семьи.

В целом, дети видят жизнь и возможности шире, чем другие обыватели с экранов смартфонов. Например, на Чемпионате республики мы жили в Национальном детском технопарке. Всем очень понравилось. Даже мозги по-другому работают после полученных эмоций. Поездки, турниры, эффективное общение способствуют развитию потенциала молодежи и формированию у подростков полезных привычек.

Стать «миговцем» никогда не поздно

– Существует ли какой-то отбор, чтобы стать участником клуба «Миг»?

– У меня нет никакого отбора, я не смотрю в дневники. Мне вообще не важно, умеет ли ребенок бегло читать, важно, чтобы он был счастлив и психологически здоров. Беру ребят с 6 класса, но в этом году взял пятиклассника – хочу посмотреть, что из этого получится. Мне не нужно давать объявление – дети сами приходят, причем не только гимназисты, но и из других школ.

Конечно, в первую очередь ребенок должен быть любознательным. Некоторые шестиклассники приходят через телепроект «Я знаю». Ученик 11 класса, к примеру, выиграл этот проект два раза. После прохождения первого тура мы включили индивидуальную работу, и успех был гарантирован.

Одних приводят родители, других направляют учителя, а третьи идут сами. У каждого свой путь: кто-то – в 5 классе, кто-то – в 9-м, а бывает, и в 11-м ученик решает стать частью интеллектуального движения. И никогда не поздно. Сегодня у меня в первой команде, в ближайших планах которой – завоевать медаль Чемпионата республики, занимается 11-классница, она пришла, несмотря на подготовку к экзаменам.


– Ваша подготовка – ориентир на успех? Поделитесь, как удается достигать высоких результатов?

– Мне так было бы приятно считать. Но на самом деле я понимаю, против кого мы играем. Очень тяжело, когда от тебя постоянно ожидают побед, ведь многие команды играют профессионально. Достойные соперники – лицеисты БГУ, семь команд Минского городского дворца детей и молодежи. Есть тренеры, которые занимаются этим фанатично.

В этом году сильнейшая команда выросла в Могилеве. Кто-то думает, что мы способны взять все награды. А это как в футболе: сегодня ты выиграл, а завтра проиграл. Это нормально. От легких побед тоже устаешь. Само участие – это уже очень крутое общение и опыт.

Тем не менее у нас очень сильные команды, что подтверждают многочисленные награды.

В этом году на различных турнирах, включая международный, участники клуба «Миг» завоевали 4 кубка и 20 дипломов, из них 8 первых мест.

Всегда ищу новые способы сделать так, чтобы дети выигрывали. Уделяю большое внимание коллективной работе. Команды собираем иногда интуитивно, иногда выбирает капитан, но последнее слово всегда за мной. На обычной тренировке если по какой-то теме на заданные вопросы участники дают правильные ответы, то трудиться не над чем. Не надо чинить то, что хорошо работает. Если кто-то ответил частично верно, разбираем нюансы, ищем аргументы. Нужно уметь воспринимать информацию на слух, поэтому заставляю игроков быть аудиалами. Обычно участник предлагает вариант ответа в команде, другой поддерживает, и когда они «докрутили» версию, то это и есть работа в команде. Такой опыт бесценен.

Моя задача на тренировках – ставить вопросы, чтобы дети максимум ответили на треть из них. Важно понимать, какой это тяжелый труд. Потом будет «в бою» легко. Ставлю высокую планку, к которой они стремятся. А каждая тренировка направлена на развитие мышления.

– Родители и учителя не против занятий в интеллектуальном клубе? Ведь нагрузка и без того серьезная, особенно у выпускников.

– Бывают ситуации, когда родители сдерживают порыв ребенка посещать клуб часто и регулярно, мол, это мешает учебе, занятиям у репетиторов, поступлению или даже поездке к бабушке. У таких пап и мама на детей так называемые «свои планы». И с этим сложно бороться. Приходят, в основном, дети со свободным правом выбора и самостоятельным мышлением.

Что касается преподавателей, могу сказать, что мы с ними единомышленники – играем в одной связке.

На телепроект «Я знаю» дети выбирают учителя, который будет их сопровождать. И никто не отказывает. К слову, на чемпионате гимназии по игре «Что? Где? Когда?» команда учителей заняла 3 место. Они не просто пришли сопровождать учеников, они играли, и это ценно.

Если ребенок достаточно спит, вкусно и полезно питается, видит здоровые отношения в семье, окружен заботой, то он получает все необходимое и правильно развивается. А мы – школа, кружки, клубы по интересам – помогаем ребенку состояться как личность. У каждого свои обязанности. Если все будут качественно выполнять свое любимое дело, то страна точно будет процветать.

Я занимаюсь интеллектуальными играми в свободное от работы время – по вечерам и в выходные. Это своего рода хобби. И убежден: если педагог дает мотивацию, дети стремятся идти по жизни верным путем. При таком подходе общество перестроится на правильные жизненные ориентиры. И молодежью можно будет гордиться. А это – сильный духовный стержень государства.

Беседовала Юлия ВОРОНИНА,
внештатный автор.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: