За последние десятилетия число киберпреступлений в мире увеличилось в огромное количество раз, мотивы и цели киберпреступников менялись с течением времени, а опасность совершаемых преступлений возрастает с каждым годом. Об этом свидетельствуют огромные финансовые потери юридических лиц и структур, а также участившиеся случаи киберпреступлений и против физических лиц.
Жертвой кибермошенников может стать любой из нас, потому что никто не застрахован от обмана и манипуляций. Между тем существует достаточно способов обезопасить себя в интернете и противостоять телефонным мошенникам. Но сначала разберемся в основных видах киберобмана.
Не спешите читать
Не теряет своей актуальности так называемый «фишинг» – завладение реквизитами банковских карт с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих популярные площадки объявлений. Через различные мессенджеры с гражданами, разместившими на площадке объявление о продаже различных товаров, велась переписка. В ходе общения потерпевшим предлагалось перейти по ссылке на фишинговую (поддельную) страницу, внешне схожую со страницей торговой площадки, и ввести реквизиты своей банковской карты для якобы отправки на их счет предоплаты. После ввода данных продавец денег не получал, а с его банковской карты списывались имеющиеся на ней денежные средства.
Чаще всего подделывают сайт торговой интернет-площадки «Kufar.by» и почтового сервиса «Белпочта», а также и остальных сайтов, на которых необходимо вводить либо логин и пароль от учетной записи, либо реквизиты банковской платежной карты. Один из последних случаев: 30 мая районным отделом Следственного комитета возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 212 УК РБ в отношении неизвестного, который под предлогом покупки кондитерских изделий на интернет-площадке «Kufar.by» завладел реквизитами банковской платежной карты, принадлежащей мозырянину, 1981 г. р. С карты было похищено ни много ни мало 507,5 руб.
Еще один пример: в ходе переписки в мессенджере «WhatsApp» под предлогом покупки товара на площадке «Kufar.by» злоумышленник завладел реквизитами банковской платежной карты, принадлежащей работающему мозырянину, 1978 г. р., и похитил с нее 3702,72 руб.
А вот учащийся одного из учреждений образования Мозыря пошел еще дальше: он «развел» на деньги жительницу Москвы. Несовершеннолетний мозырянин использовал номер российского мобильного оператора в переписке в мессенджере «WhatsApp». Под предлогом покупки товара на сервисе «Youla.ru» он завладел реквизитами банковской платежной карты, принадлежащей россиянке, 1983 г. р. В итоге с карты было похищено 15000 российских рублей. Управлением Следственного комитета по Гомельской области в отношении несовершеннолетнего было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 212 УК РБ.
Инстаграм – популярная социальная сеть по продвижению аккаунтов граждан, позиционирующих себя или ремесленниками, или представителями физических магазинов. Эти аккаунты предлагают потенциальному потребителю уникальный товар. Вопрос только в том, кто скрывается за красивой картинкой: реальный продавец или мошенник? По оперативной сводке ОВД Мозырского райисполкома, за истекший период текущего года возбуждено 11 уголовных дел по факту мошенничества в инстаграме, и 6 дел проходят проверку.
Приобретая что-то через инстаграм, будьте предельно осторожны, потому что враз можно лишиться приличной суммы денег. Так, злоумышленник, используя учетную запись «Posydka_house», под предлогом продажи посуды завладел деньгами, принадлежащими мозырянке, 1980 г. р. Ничего не подозревающая женщина перечислила мошенникам 200 рублей на банковский счет ЗАО «Альфа-Банк». А через две недели, видимо, тот же мошенник создал аккаунт «Posyda_house» и таким же образом обманул мозырянина, желающего приобрести посуду, на 250 руб.
Еще один продавец с аккаунта «Swimming_pool.by», только уже бассейна, «разбогател» на 490 руб., сыграв на доверчивости двух мозырян: в первом случае стоимость бассейна была 370 руб., и деньги переводились двумя транзакциями, во втором – 120 руб. Здесь немножко, там чуть-чуть – так и зарабатывать можно. Другой вопрос – что: деньги или срок?
Звонки с подвохом
Вишинг – это одна из разновидностей фишинга, при котором также используются методы социальной инженерии, но уже с помощью телефонного звонка.
Злоумышленники-«вишеры» обычно действуют так: на телефон жертве поступает звонок от «сотрудника банка», и оператор предупреждает: если прямо сейчас не будет предоставлена полная информация банковской карты ему по телефону, то карту заблокируют. Доверчивый пользователь, слыша подобную «угрозу», сразу же впадает в панику и может выдать все персональные данные вплоть до проверочного кода из SMS.
Один из недавних случаев: 30 мая на мобильный телефон пенсионера, жителя г. Калинковичи, поступил звонок через мессенджер «Viber». В ходе телефонного разговора с банковской платежной карты калинковичанина было похищено 217 руб.
Также при вишинге может быть предложена выгодная покупка с огромной скидкой или озвучена информация о выигрыше в какой-либо акции. Не нужно сразу же радоваться, всегда стоит лишний раз перепроверить информацию, обратившись к официальным ресурсам.
В любой непонятной ситуации главное – не паниковать. Помните: всегда всё можно проверить. Вежливо попрощайтесь с собеседником и позвоните на «горячую» линию организации, представителем которой назвался звонивший. Так вы легко сможете понять, был ли звонок обоснованным или вы чуть было не стали жертвой вишинга.
Ольга ЛАСУТА.