Правоохранители бьют тревогу: число киберпреступлений неуклонно растет

101

За последние десятилетия число киберпреступлений в мире увеличилось в огромное количество раз, мотивы и цели киберпреступников менялись с течением времени, а опасность совершаемых преступлений возрастает с каждым годом. Об этом свидетельствуют огромные финансовые потери юридических лиц и структур, а также участившиеся случаи киберпреступлений и против физических лиц.

Жертвой кибермошенников может стать любой из нас, потому что никто не застрахован от обмана и манипуляций. Между тем существует достаточно способов обезопасить себя в интернете и противостоять телефонным мошенникам. Но сначала разберемся в основных видах киберобмана.

Не спешите читать

Не теряет своей актуальности так называемый «фишинг» – завладение реквизитами банковских карт с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих популярные площадки объявлений. Через различные мессенджеры с гражданами, разместившими на площадке объявление о продаже различных товаров, велась переписка. В ходе общения потерпевшим предлагалось перейти по ссылке на фишинговую (поддельную) страницу, внешне схожую со страницей торговой площадки, и ввести реквизиты своей банковской карты для якобы отправки на их счет пред­оплаты. После ввода данных продавец денег не получал, а с его банковской карты списывались имеющиеся на ней денежные средства.

Чаще всего подделывают сайт торговой интернет-площадки «Kufar.by» и почтового сервиса «Белпочта», а также и остальных сайтов, на которых необходимо вводить либо логин и пароль от учетной записи, либо реквизиты банковской платежной карты. Один из последних случаев: 30 мая районным отделом Следственного комитета возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 212 УК РБ в отношении неизвестного, который под предлогом покупки кондитерских изделий на интернет-площадке «Kufar.by» завладел реквизитами банковской платежной карты, принадлежащей мозырянину, 1981 г. р. С карты было похищено ни много ни мало 507,5 руб.

Еще один пример: в ходе переписки в мессенджере «WhatsApp» под предлогом покупки товара на площадке «Kufar.by» злоумышленник завладел реквизитами банковской платежной карты, принадлежащей работающему мозырянину, 1978 г. р., и похитил с нее 3702,72 руб.

А вот учащийся одного из учреждений образования Мозыря пошел еще дальше: он «развел» на деньги жительницу Москвы. Несовершеннолетний мозырянин использовал номер российского мобильного оператора в переписке в мессенджере «WhatsApp». Под предлогом покупки товара на сервисе «Youla.ru» он завладел реквизитами банковской платежной карты, принадлежащей россиянке, 1983 г. р. В итоге с карты было похищено 15000 российских рублей. Управлением Следственного комитета по Гомельской области в отношении несовершеннолетнего было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 212 УК РБ.

Инстаграм – популярная социальная сеть по продвижению аккаунтов граждан, позиционирующих себя или ремесленниками, или представителями физических магазинов. Эти аккаунты предлагают потенциальному потребителю уникальный товар. Вопрос только в том, кто скрывается за красивой картинкой: реальный продавец или мошенник? По оперативной сводке ОВД Мозырского райисполкома, за истекший период текущего года возбуждено 11 уголовных дел по факту мошенничества в инстаграме, и 6 дел проходят проверку.

Приобретая что-то через инстаграм, будьте предельно осторожны, потому что враз можно лишиться приличной суммы денег. Так, злоумышленник, используя учетную запись «Posydka_house», под предлогом продажи посуды завладел деньгами, принадлежащими мозырянке, 1980 г. р. Ничего не подозревающая женщина перечислила мошенникам 200 рублей на банковский счет ЗАО «Альфа-Банк». А через две недели, видимо, тот же мошенник создал аккаунт «Posyda_house» и таким же образом обманул мозырянина, желающего приобрести посуду, на 250 руб.

Еще один продавец с аккаунта «Swimming_pool.by», только уже бассейна, «разбогател» на 490 руб., сыграв на доверчивости двух мозырян: в первом случае стоимость бассейна была 370 руб., и деньги переводились двумя транзакциями, во втором – 120 руб. Здесь немножко, там чуть-чуть – так и зарабатывать можно. Другой вопрос – что: деньги или срок?

Звонки с подвохом

Вишинг – это одна из разновидностей фишинга, при котором также используются методы социальной инженерии, но уже с помощью телефонного звонка.

Злоумышленники-«вишеры» обычно действуют так: на телефон жертве поступает звонок от «сотрудника банка», и оператор предупреждает: если прямо сейчас не будет предоставлена полная информация банковской карты ему по телефону, то карту заблокируют. Доверчивый пользователь, слыша подобную «угрозу», сразу же впадает в панику и может выдать все персональные данные вплоть до проверочного кода из SMS.

Один из недавних случаев: 30 мая на мобильный телефон пенсионера, жителя г. Калинковичи, поступил звонок через мессенджер «Viber». В ходе телефонного разговора с банковской платежной карты калинковичанина было похищено 217 руб.

Также при вишинге может быть предложена выгодная покупка с огромной скидкой или озвучена информация о выигрыше в какой-либо акции. Не нужно сразу же радоваться, всегда стоит лишний раз перепроверить информацию, обратившись к официальным ресурсам.

В любой непонятной ситуации главное – не паниковать. Помните: всегда всё можно проверить. Вежливо попрощайтесь с собеседником и позвоните на «горячую» линию организации, представителем которой назвался звонивший. Так вы легко сможете понять, был ли звонок обоснованным или вы чуть было не стали жертвой вишинга.

Ольга ЛАСУТА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: