Ольга Ласута: «Давайте не будем навязывать»

Каждое учреждение образования до 1 августа должно проинформировать родителей о том, что определено в виде единого элемента формы. Это может быть галстук, жилетка или что-то другое с эмблемой учреждения. Но прежде вопрос нужно обсудить на школьном совете.

Кажется, только вчера вручали аттестаты и в последний раз звонили в колокольчик, как новый учебный год на всех парах мчится к детям и их родителям, чтобы озадачить: а в чем, собственно, ходить в школу?

История с введением обязательной школьной формы будоражит нервы родителям на протяжении очень многих лет. Советский период в этом случае трогать не будем. Нас же интересует новейшее время.

Вспоминаю свои школьные годы: форму мы носили вплоть до окончания начальной школы. Самое интересное, что нам этот факт нисколько не мешал жить, более того, мы прекрасно себя чувствовали в жесткой шерсти: гоняли на переменах мяч, играли в догонялки, в «кича», наверное, еще во что-то… Одним словом, перемены проводили настолько подвижно, что каждый новый урок встречали с раскрасневшимися лицами и потными подмышками – а по-другому в школьной шерсти нельзя было.

В пятом классе резко стали носить одежду в  вольном стиле. С чем это было связано, не помню и не знаю, но до самого окончания школы каждый ученик в нашей параллели и ребята младше нас самовыражались за счет одежды. У кого-то это принимало форму жесткого абсурда, кто-то не заморачивался и ходил в школу чуть ли не в домашней одежде. Но больше всего было тех, кто хотел самоутвердиться, одеваясь в якобы самые дорогие и модные вещи. Это классика жанра. Удивительно было то, что, гоняясь за популярностью, многие мальчишки и девчонки старались в одежде быть похожими друг на друга. Этакий слегка извращенный вариант школьный формы.

Что происходит сейчас? Вспомните, когда несколько лет назад зашла речь о введении школьной формы, многие взрослые возроптали, дескать, как это так – наших детей хотят лишить индивидуальности, сделать похожими друг на друга. Долго эта песня длилась, потом смирились. И сейчас школьная форма воспринимается не просто как неотъемлемый атрибут образовательного процесса – многие учреждения образования привнесли в нее свои элементы. Замечу, что сделали они это задолго до того, как это станет мейнстримом. Например, галстуки определенной расцветки с определенной вышивкой или эмблемой, например, как в Мозырском государственном областном лицее. На мой взгляд, это очень интересно, стильно, подчеркивает коллективную индивидуальность и заставляет обращать на себя внимание.

Однако во всей этой долгой истории есть одно большое но. Почему наши учреждения образования не так активно, как хотелось бы, поддерживают местного производителя? А открытым текстом говорят, форму какой фирмы покупать. Да, та фирма тоже белорусская. Но в нашем любимом Мозыре есть швейная фабрика, которая отошьет разнообразную школьную форму, какой угодно расцветки и стиля, абсолютно с любым узором или орнаментом, вплоть до вышивки. Делается всё так: ребят одного класса или всей параллели специалисты фабрики обмеряют – и форма почти готова. Считайте, индивидуальный пошив. И, я уверена, обойдется в разы дешевле, чем где бы то ни было, даже если заказать по две сорочки или блузы.

Или дело в самих родителях, которые почему-то не горят желанием покупать продукцию фабрики? Дорого? Несовременно? Плохое качество? А может быть, вы не знаете, что сейчас шьет «Надэкс»?

В любом случае, считаю, что инициатива в выборе школьной формы или ее элементов должна исходить от родителей, потому что деньги на нее будут тратиться из семейного бюджета, а не из школьного. И ухаживать за формой или ее элементами будет не учреждение образования, а мама ученика.