Национально-культурную специфику современных фразеологизмов изучают в Мозырском государственном педагогическом университете

Стереотип о том, что наука – это скучно, в МГПУ имени И. П. Шамякина давно развеяли. Ежегодно из-под пера опытных преподавателей здесь выходят как небольшие научные статьи, так и полноценные диссертации.

Вовлечены в научную работу и студенты. Причем предмет изучения зачастую настолько интересный, что говорить о нем университетские ученые могут часами, и это даже самым сложным дисциплинам придает нотку романтики. С такой же любовью о предмете своей диссертации рассказывает преподаватель английского языка, кандидат филологических наук Анастасия Столярова.

«Вкус к науке приходит в процессе работы»

Первые шаги в научную деятельность Анастасия Николаевна начала делать лет десять назад с небольших научных статей. По словам нашей собеседницы, это был момент, когда возникла необходимость расти профессионально, расширять границы своих знаний.Четыре года назад преподаватель английского языка взялась за диссертацию.

«Над темой своей научной работы начала трудиться, когда поступила в аспирантуру. Определиться с предметом изучения помог научный руководитель – Сергей Борисович Кураш. «Неофраземы в современных русском и белорусском языках: источники, структура, семантика, прагматика» – так звучит тема научной работы. Проще говоря, я изучала современные фразеологизмы», – рассказывает Анастасия Столярова.

Наша собеседница с улыбкой говорит, что, несмотря на всю серьезность заявленной темы, материал, с которым довелось работать, «живой, динамичный, сочный и актуальный».

«Чтобы найти новые фразеологические единицы, я три года изучала современные СМИ, – поясняет преподаватель. – Поэтому полевой этап подготовки – это посещение сайтов различных белорусских периодических изданий». Вопреки бытующему мнению о том, что научная работа сосредоточена сугубо в архивах и библиотеках, наша собеседница заверяет: ей помогли именно современные технологии, ведь необходимо было изучить те изменения в языке, которые происходят здесь и сейчас.

«В этом как раз и заключается как увлекательность работы, так и ее сложность: важно не просто собрать материал, а доказать, что новые единицы не разовые, а жизнеспособные, будут повторяться в разных материалах, – увлеченно рассказывает Анастасия Столярова, акцентируя внимание на актуальности выбранной темы. – Фразеологические и лексические единицы появляются, а значит в них есть потребность. Этими словами люди описывают свою реальность: новые предметы, входящие в обиход, ситуации, явления, мысли… Изучать их очень интересно, ведь, чтобы прийти к какому-то фразеологизму, человеку необходимо совершить ряд мыслительных операций: проанализировать, сопоставить, сравнить. Поэтому на примере неофразем можно понять, чем живет общество в конкретный момент. Так, с приходом коронавирусной инфекции образовался ряд специфических фразеологизмов: вакцинная дипломатия, зеленый паспорт, ковидные каникулы, чесночно-имбирный психоз. Свои неофраземы появились и с развитием IT-технологий: открыть личико (зарегистрироваться), фиксить баги, цифровой абориген. Также на формирование новой лексики повлияла и политика сохранения окружающей среды: зеленая парковка, зеленые похороны, мусорный туризм. Можно сказать, что такая научная работа не только лингвистическая, а отчасти и философская».

Анастасия Николаевна может долго говорить о нюансах разработки выбранной темы, правда, с началом полноценных трудовых будней после окончания аспирантуры времени на науку остается не так уж и много.

«Накопленный опыт – студентам»

Поскольку научная работа составляет единый комплекс с организацией учебно-образовательного процесса, преподаватели стараются максимально вовлечь студентов в научно-исследовательскую деятельность. И это, по мнению Анастасии Столяровой, очень важно.

Приумножать накопленный старшими коллегами опыт, внедрять его в будущую профессиональную деятельность – задача нынешней студенческой братии.

Наша собеседница отмечает, что в Беларуси наблюдается тенденция отставания лексикографической фиксации от актуального уровня развития фразеологии. А это значит, что выход новых словарей был бы очень кстати. Правда, проводить работу по сбору и анализу неофразем в одиночку очень сложно в силу большого объема материала. Поэтому важно заинтересовать подобными научными работами студентов-лингвистов, которые в свою очередь в будущем донесут до нового поколения школьников актуальную информацию.

На вопрос о том, насколько студенты готовы заниматься научной деятельностью, преподаватель отвечает:

«Если их заинтересовывать, предлагать темы, то многие охотно соглашаются попробовать свои силы. Есть молодые люди, которые сами обращаются за темой. В таких случаях стараюсь советовать что-то актуальное и интересное. Например, предлагала поискать слово года. Подобные проекты реализуются в разных странах. Их суть в том, что необходимо найти слова, отражающие определенный год. Процесс очень увлекательный», – отмечает наша собеседница.

Помимо научной деятельности, у будущих педагогов есть возможность заявить о себе на Международной студенческой научно-практической конференции «От идеи – к инновации», которая пользуется в МГПУ имени И. П. Шамякина особой популярностью.

«Наши студенты очень активные, наполнены идеями, желанием привносить что-то новое. Важно дать им понять, что наука – это не скучно, а увлекательно и романтично», – констатирует Анастасия Столярова.

«Новые возможности изучения открывают коллеги»

Обмен опытом – залог плодотворной работы как для тех, кто делает в науке первые шаги, так и для известных ученых. Такого мнения придерживаются в мозырском вузе. К тому же, сегодня есть отличная возможность посмотреть, чем живут коллеги, – это многочисленные конференции, форумы, семинары.

В этом году Анастасия Столярова подала свою статью на фразеологическую конференцию, которая проходит в Гомеле. Участие в форуме преподаватель из Мозыря уже принимала и с удовольствием отмечает, что всегда интересно посмотреть, чем сейчас занимаются коллеги, какие есть еще возможности изучения одного и того же предмета.

О представителях лингвистического научного сообщества наша собеседница рассказывает увлеченно, стирая всяческие стереотипы об образе ученого: это отнюдь не серьезные старцы в очках, а люди всех возрастов, очень открытые, с горящими глазами и сердцами.

Сформировался у Анастасии Столяровой и свой образ современного ученого. «Во-первых, это мобильный человек. Сегодня невозможно выдать какой-то продукт, стоя на месте. Нужно постоянно быть в движении, общаться. Современные технологии дают шанс изучить работы не только белорусских, но и зарубежных ученых, поддерживать с коллегами связь дистанционно – его нельзя упускать. Во-вторых, это очень активный и энергичный человек, всегда открытый к общению и готовый воспринимать новый материал. И, конечно же, современный ученый всегда стремится делиться опытом», – рассуждает преподаватель.

«Семья мотивирует идти вперед»

Ученье, как водится, свет, а еще упорный труд, бессонные ночи и компромиссы. Можно ли найти золотую середину между научной деятельностью и семьей? На этот вопрос Анастасия Николаевна отвечает утвердительно.

«У меня четверо детей. Причем младшая дочь – ровесница моей диссертации, – улыбается Анастасия Столярова. – Думаю, меня дети стимулировали к действию, потому что мне хотелось доказать самой себе, что мама может не только вести быт, но и заниматься научной работой, чтобы быть примером для своих детей. Семья дисциплинирует: ты учишься планировать свое время, организовывать пространство».

Несмотря на то, что диссертацию наша собеседница уже защитила, работа над темой продолжается. «Очень хочется собрать много материала и посмотреть на развитие собранных единиц в динамике, лет через десять, сравнить, как изменилась фразеология, каковы ее тенденции. Эта тема будет актуальна всегда, ведь наша речь – это отражение действительности, и она постоянно видоизменяется».

Александра КИРИНСКАЯ.
Фото автора.