Константин Корнелюк: «Торговля или эстетика?»

Есть в нашей жизни объекты, на которые мы не особо привыкли обращать внимание. Но именно сюда многие спешат, здесь назначают свидания, здесь ожидают прибытия долгожданного маршрута. Это, конечно же, остановки общественного транспорта.

 

Со временем они устаревают, их заменяют, реконструируют, делают более удобными. И именно здесь еще с советского времени чаще всего привыкли располагать такие объекты торговли, как киоск-ларек. Примечательно: чем оживленнее место, тем успешнее велась здесь торговля. Сюда люди привыкли идти за всякой бытовой мелочевкой. Но отношение потребителей на протяжении десятилетий значительно менялось. Как, впрочем, и сам внешний вид киосков. Они также благоустраивались, видоизменялись, хорошели…

В советское время, когда каждая семья выписывала несколько газет и журналов, в киосках «Союзпечать» жизнь все равно била ключом. Каждое утро выстраивались большие очереди за любимыми изданиями. Многие заводили «блатное» знакомство с киоскером, чтобы та оставляла, или припрятывала, дефицитное периодическое издание. Кстати, среди киоскеров не редкость были и мужчины.

В лихие 90-е годы на смену «Союзпечати» пришли всякого рода киоски-ларечки ширпотреба: там можно было купить напитки, чипсы, конфеты, консервы, пиво, табачные изделия и даже крепкие алкогольные напитки. Некоторые торговали даже круглосуточно – был спрос. С началом нового тысячелетия настали и другие нравы: все новоиспеченные киоски-ларечки были убраны, потому что они портили облик наших городов.

Но грянула эра интернета, создавшая здоровую и нездоровую конкуренцию печатным СМИ. Тиражи газет упали, упала и торговля, и доходы в «Союзпечати». Здесь уже стали торговать чем угодно, даже сахаром, мороженым, пустыми стеклянными банками, лишь бы быть на плаву…

А в последние годы конкуренцию «Союзпечати» составили «Табакерки». В прессе было высказано много недовольства возмущенных горожан насчет размещения табачных киосков, особенно возле учреждений образования, здравоохранения. И как бы их некоторые ни защищали, наличие такого объекта на остановке – эта прямая реклама табачных изделий.

Началась конкурентная борьба между киосками разных форм собственности за место расположения. Увы, но самым ходовым товаром уже стали не печатные издания, а табачные изделия. А если учесть, что многие покупатели приобретают сигареты в магазинах, то киоскам, особенно расположенным не на бойком месте, приходится несладко. Одни киоски закрываются, другие переезжают, некоторые, наоборот, открываются на покинутом уже месте. И если раньше киоски «Союзпечати» работали в две смены, то ныне даже одна смена часто убыточна и нерентабельна.

Одним словом, киоски нынче утратили свою былую популярность – размах не тот. Всякого рода павильончики-вагончики с сомнительного вида хот-догами и сосисками в тесте привлекают далеко не многих. Потребление новоиспеченных закусок и напитков грязными руками, не имея возможности помыть руки, – сомнительное удовольствие. Бациллы и микробы не дремлют – и работы докторам прибавляется.
И что примечательно, киоски все равно плодятся, хотя особой потребности в них и нет. Вдобавок к зданиям кафе начали пристраивать тоже всякого рода павильончики, которые способствуют ДТП, загромождают тротуары, уродуют привлекательность городской архитектуры.