Мозыряне были не зрителями, но активными участниками всех исторических событий своей страны

В книге 1905 года издания «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 9: Верхнее Поднепровье и Белоруссия: [Смоленская, Могилевская, Витебская и Минская губернии]» рассказывается, в том числе, и об истории Мозыря.

Женский монастырь цистерианок.

«В древности Мозырь не занимал видного положения. Свою судьбу он делил с Туровом, переходившим от одного князя к другому и не успевшим вылиться в самостоятельное княжение. Город представляет собою крайний юго-восточный пункт Белорусского края: к юго-востоку от него находилась Украина с ее борьбой с крымскими татарами, казацкими войнами, религиозными волнениями и прочим. Этим положением Мозыря определяется его историческая судьба как города, подвергавшегося частым разорениям, и значение его как укрепленного пункта. Так, около Мозыря татары в 1227 г. победили литовцев, потом отряд их в 1241 г. опустошил город. Крымские татары также несколько раз сжигали город: в 1497-м и в 1521 г., то же повторилось и в 1534 г…

Во время частых войн через Мозырь, как королевское место, проходили вспомогательные войска казаков. Последние, идя на защиту литовских земель, не раз сами же грабили их. Так, в 1595 г. здесь стоял гетман Полоус, казаки которого причинили много обид и разорений окрестным жителям. Послы Мозырского повета не раз жаловались на убытки и насилия, причиняемые им и всем жителям повета казаками, которые появлялись здесь не только во время восстаний в большом числе, но также небольшими шайками в мирное время с целью грабежа. Кроме того, сами холопы Мозырского уезда, хорошо знакомые всегда с положением дел на Украине, убегали туда, примыкали к казацким отрядам и возвращались назад с добычей…»

Особо выделяются события, которые ряд историков определяет как «Казацко-крестьянская война 1648–1651 гг.» – один из этапов масштабного Восстания Хмельницкого 1648–1657 гг.

За свободу

Уже в июне 1648 г. казацкие отряды вошли в земли Княжества, с помощью казаков были подняты восстания мещан – так тогда именовали городских жителей в Гомеле, Мозыре, Лоеве, Речице, Турове, Брагине, Черикове, Бобруйске.

В итоге жители этих городов «все показачились и поклялись друг другу стоять до последнего». Причинами мятежей были недовольство аграрной реформой у населения, ухудшение социального положения, насаждение униатства. Повстанческое движение приобрело антипольскую направленность, в том числе и с преследованием всех католиков и евреев. Что поделаешь: в те годы восстания были не всегда бессмысленными, но всегда беспощадными…

Подавлением восстаний на территории Беларуси занимался гетман Януш Радзивилл. 19 февраля 1649 г. был взят штурмом Мозырь, находившийся во власти повстанцев с августа 1648 г., который обороняли полк количеством 400–500 человек из жителей города и отступивший из Турова казачий отряд во главе с Михненко. Последняя отчаянная схватка прошла на берегу Припяти. Восставшие предпринимали попытки прорваться и сбежать, кому-то это удалось, но командир казаков Михненко был взят в плен и казнен – по одним источникам, повешен, по другим – посажен на кол.

Существуют разные трактовки исторических событий в Беларуси в средние века. На одном из сайтов, посвященных «памятным датам Великого Княжества Литовского», бросилось в глаза, что взятие городов ВКЛ московским, позже российским, войском в ходе различных войн сопровождается обязательной ремаркой «захватили, спалили и полностью разрушили», но о боях с повстанцами сообщают сухие строки: «Февраль 1650-го – взятие войсками Януша Радзивилла восставшего Бобруйска после четырехмесячной осады… Октябрь 1648-го – осада и взятие восставшего Пинска Григорием Мирским». И всё. А ведь тот же Пинск на два дня был отдан «на огонь и разграбление» – из 6 тысяч домов сгорело 5 тысяч. В Турове шляхтичи перебили всех жителей, оставшихся в городе после отхода повстанцев. В Мозыре, кроме расправ над жителями, был уничтожен полностью замок, воссозданный в 2005 году, а в Бобруйске, согласно документу, «мещан всех, которые даже городские ворота ему открыли, истязал… Руки отсек 800 человекам, головы снял 50 человекам, посадил на кол 100 человек. Невинную кровь пролил, а без никакого смысла, ради своей пользы…».

На территории Мозырского повета произошло и последнее крупное восстание крестьян в Речи Посполитой во владениях католической церкви на Каменщине. Волнения начались еще в 1736 г., обостряясь и затихая, пока не приняли вооруженную форму в 1754–1756 гг. Сразу отметим, что не уверены, что населенный пункт Каменка Мозырского района имеет к этому событию отношение, а победное сражение крестьян против карателей состоялось под местечком Словечно – примерно 55 км на юг от Мозыря. Но силы были неравны, в итоге восстание потерпело поражение, все попавшие в плен были
казнены.

«В первой половине ХVIII в. Мозырь несколько раз еще подвергался разорениям, – заключает источник, – так что в конце концов представлял собою одни развалины с немногими жителями, а потому и был освобожден ото всех замковых повинностей, которых и платить было некому».

Монастырь ордена Святой Марии (мариавиток).

За веру

Униатство – одна из драматических попыток полонизации населения Беларуси, стремление лишить белорусов православной веры. Что на это ответили мозыряне?

«Из внутренней жизни Мозыря можно отметить борьбу его жителей с униатами в первой четверти XVIII в., – отмечает издание 1905 года. – В это время, когда уния успела разрастись до наибольших пределов, борьба с нею была невозможна для частных лиц и даже городских общин, если не являлось покровителя в лице какого-нибудь сильного магната. Влияние и средства в польско-литовском государстве имели в то время наибольшее значение, и закон, столь строгий для лиц невлиятельных, мещан и хлопов, для можновладцев не был писан. Такими сильными покровителями православных мозырян явились в первой половине XVIII в. православные тогда Оскерки–Антоний, каштелян новогрудский, и сын его Серваций (Гервазий), староста мозырский, владевшие в Мозырском повете большими имениями. В начале XVIII в. в Мозыре утвердились базилиане с Тадеушем Янкевичем во главе с целью проповедования здесь католичества. Но местное население относилось к ним крайне враждебно и нанесло целый ряд оскорблений монахам. Пользуясь поддержкою Оскерков, ландвойт мозырский Опока вступил в открытую борьбу с базилианами. Он выстроил сараи на церковной земле около самого кляштора базилиан, захватил их имения, собрав толпу мозырских рыбаков и крестьян, выловил в монастырских озерах рыбу, забрал с лугов сено и другое. Он же отнял у них церковь св. Николая и принадлежавшие ей пожалования, приказал сорвать универсалы митрополита Афанасия Шептицкого (епископ Русской униатской церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси – предстоятель Русской униатской церкви – прим. авт.), потоптать их ногами и, вообще, согласно жалобе базилиан, «позволял схизматикам (православным – прим. авт.) быть схизматиками». Сильные покровители православия – Оскерки – даже выступали против базилиан на местных сеймах и однажды поддержали народное возмущение против их официала Янкевича. Последний явился к самому каштеляну новогрудскому, уговаривая его прекратить гонение на унию, но получил от него ответ: «…Разве ты хочешь быть Иосафатом (Иосафат Кунцевич – епископ Русской униатской церкви, архиепископ Полоцкий, убит в Витебске во время восстания в 1623 г., печально известен гонениями на православных. – Прим. авт.)?» Если кто-либо из православных священников решался перейти в унию, Оскерки лишали его прихода. Так, священник Михайловской церкви за переход в унию был посажен в тюрьму, из которой вышел, объявив себя православным. Но когда оказалось, что он снова перешел в унию, то Оскерки его изгнали из прихода и города. То же самое они сделали и со священником в собственном имении Копатковичах, против которого возмутился сам народ, узнав о переходе его в унию. Вообще, ни унии, ни католицизму в Мозыре не везло, несмотря на все старания ксендзов. Старания эти выразились в том, что несколько раз утверждались монашеские ордена в Мозыре и строились костелы, но миссии их не были удачны. Кроме монастыря базилиан, здесь был иезуитский костел в самом городе в 1730-х гг.;
в 1645 г. здесь утвердились бернардинские монахи старанием какого-то Стефана Лошка (Лозька), и, кроме того, здесь же существовал единственный в Литве монастырь мариавиток (бывшая мебельная фабрика на ул. Гоголя – прим. авт.), основанный под городом в Кимбаровке ксендзом Бенедиктом Рожанским в 1744 г.».

…Сегодня о тех жарких событиях напоминают исторические здания на улице Гоголя. Определение «памяркоўны» – наиболее частая характеристика белорусов: умеренный, рассудительный, доброжелательный, снисходительный, но при этом покладистый, сговорчивый, уступчивый. Словом, весь такой непротивленец злу насилием. Но история страны и нашего края убедительно доказывает, что за свои права и свободу, за правду и веру наши предки были готовы сражаться, не жалея жизни.

Будем достойны их памяти.

Дмитрий КУЛИК.