Преподаватель Алла Борисок в свои 65 в хорошей физической форме и даст фору любому студенту

279

«Забыл форму», «Не взяла кроссовки», «Болит живот» – типичные отговорки студентов, чтобы не идти на физкультуру, а спокойно посидеть на скамейке в телефоне. Но в случае с Аллой Борисок такого не происходит. Всё дело в том, что ныне преподаватель высшей категории УО «Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина», а в прошлом – тренер по гребле, знает, как расположить к себе человека и привить ему любовь к физической культуре.


– Мне повезло, что с малых лет прививали любовь к здоровому образу жизни, – рассказывает Алла Александровна. – Всё началось с детсада, где нас закаляли и летом, и зимой. До сих пор помню, как зимой спали в одежде на раскладушках на веранде с открытым окном. Там же ежедневно проводили занятия по физкультуре. Позже в начальной школе также запомнились уроки физвоспитания, которые проводил Матвей Иосифович. Пусть он и был строгим учителем, но каждое его занятие было очень интересным и запоминающимся.

– Кто или что повлияло на выбор вашей будущей профессии?

– Начиная с дошкольного учреждения и заканчивая старшими классами в школе, со мной рядом были учителя от Бога, которые смогли зажечь во мне огонь любви к спорту и физической культуре. Тот же Матвей Иосифович, затем – молодой учитель из Москвы, который вел в школе дополнительные занятия по гимнастике. В старших классах довелось позаниматься под руководством семейного тандема Лупаревых. Татьяна и Анатолий отлично знали легкую атлетику. Они обучали правильной технике прыжка в длину и высоту, технике лыжного хода и бега. Все занятия проходили на одном дыхании. С тех пор я влюбилась не только в спорт, но и в профессию тренера, которая была моей детской мечтой.

– Как оказались в гребле?

– В 6 классе благодаря наставлению своего учителя по физкультуре я пришла в секцию по гребле на байдарках и каноэ. Я вообще не знала, что это такое. Мне понравилось, и я стала заниматься. Кстати, у истоков появления гребли в Мозыре стоял уникальный человек и грамотный тренер – Владимир Андреевич Павлов. Именно он первым собрал мозырских ребят и девчат и начал учить гребле. А учитывая, что в то время в Мозыре были только две секции – гребля и баскетбол, выбор был очевиден.

– Каким образом удалось воплотить свою детскую мечту в жизнь?

– Когда оканчивала школу, решила поступать в Гомельский университет на факультет физической культуры. На вступительных экзаменах нужно было сдать ряд серьезных нормативов: легкая атлетика, плавание, гимнастика на снарядах. Первая попытка оказалась не слишком удачной. Но я не сдавалась. Устроилась на почту разносить телеграммы. Такая работа подразумевала многокилометровые походы каждый день. Так я начала усердно готовиться к следующей вступительной кампании. Параллельно продолжала ходить и на греблю, где гонялась на байдарке как в одиночке, так и в двойке. Отучившись в Гомеле, в 1980 году по распределению начала работать тренером в ДЮСШ «Буревестник» при педагогическом институте.

– Тяжело было в новой профессии молодому специалисту?

– Не сказала бы. Во-первых, мы были молоды, полны сил и желания. Во-вторых, у детей того времени не было ни смартфонов, ни компьютеров. В свободное время они пропадали у нас на гребной базе. Им и нам это было интересно. Их не надо было заставлять в 6.15 быть, как штык, на первой тренировке. После они бежали в школу на занятия, а во второй половине дня – снова к нам.

– Кто из ваших воспитанников добился высоких результатов в гребле?

– В первую очередь, это Саша Грамович. Когда пришел ко мне на греблю, он не мог ни подтянуться, ни пробежать. А когда увидел, что я легко выполняю упражнения на перекладине, его это задело. У него бойцовский характер плюс талант. Если поставил перед собой цель, любой ценой добьется её. Вот и стал постепенно набирать физическую форму. Зимой я тренировала его на лыжах. Сперва серьезно отставал, а затем уже гонялся наравне.

Проработав более трех лет, я ушла в декретный отпуск, передав всех своих воспитанников тренеру Сергею Зборовскому, который многих довел до мастеров спорта.

– Выйдя из декретного отпуска, вы оказались в педагогическом институте?

– Да, меня уговорили поработать преподавателем физической культуры, пообещав не забирать должность тренера. И сегодня, спустя 40 лет, я нисколько не жалею. Скажу больше: здесь работать намного легче, нежели тренером. Тебе не надо искать, заставлять, мотивировать детей. Но в то же время теряется творческая составляющая. Кроме того, 27 лет вела физвоспитание в дошкольном учреждении № 17.

– Как заставить ребенка заниматься физкультурой?

– Если ребенок заинтересован в двигательной деятельности, то в любое время он будет заниматься физической культурой. Задача учителя или тренера – быть интересным человеком для ребенка, на время заменить ему маму и папу. Если ребенка ничего не привлекает за пределами дома и семьи, значит, он будет просиживать все свое время за компьютером. Если ему интересно общение с друзьями, то он будет ходить на тренировки. Ведь помимо занятий у нас ряд интересных мероприятий. Те же походы, экскурсии, выезды на соревнования.

– А есть ли возможность мотивировать ребенка?

– Мотивировать ребенка к занятиям физической культуры можно только в том случае, если ему это будет интересно. И тут многое зависит от наставника. До каждого воспитанника нужно донести информацию о том, для чего ему это нужно. Будь-то тренировка на гребной базе или урок физкультуры в университете. А еще нужно быть примером для молодежи. Когда сам показываешь то или иное упражнение, тогда и ребята потянутся за вами.

– Чем отличаются уроки физической культуры в советское время и сейчас?

– Дети всегда хотят что-то интересное. В советское время не было такой материальной базы. Все было построено на оптимизме самого учителя физической культуры. Это – упражнения, бег, игры. Сейчас всё по-другому. Есть различные тренажеры, гимнастические снаряды, инвентарь, музыкальное сопровождение.

– Легко ли работать со студентами?

– Студенты в советское время были дисциплинированными. Им сказали пробежать на лыжах 3 км, они стали и выполнили. Кроме того, они были намного крепче физически. Если посмотреть на выполнение основных нормативов, то сегодня единицы укладываются в них. И только те, кто в школе занимался спортом. В 80-е годы прошлого столетия практически все выполняли их. Кстати, 1 марта будет ровно 40 лет, как пришла работать в университет.

– С кем вам больше всего нравится работать?

– Сейчас, наверное, со студентами. Хотя и с малышами в дошкольном учреждении было очень интересно. Ты приходишь на занятие и получаешь от них огромный заряд энергии. Они выполняют всё, что скажешь. Со студентами нужно проводить разъяснительную работу, рассказывать, показывать, прежде чем дать какое-то задание. Они должны понять, что занятия физической культуры нужны им, а не преподавателю. Ведь это для их блага.

– Стоит ли детей отдавать в спортивные секции и как родителям понять, когда это делать?

– Я считаю, что в дошкольном возрасте в первую очередь родители должны уделять повышенное внимание физическому развитию своего ребенка. Причем, показывать это на личном примере – кататься вместе на лыжах или велосипеде, в выходной день сходить в поход в лес. А еще ребенку нужно плавание, которое способствует укреплению здоровья. Отмечу, что у детей потребность в двигательной активности очень высокая. Им нужно дать возможность ее удовлетворить. Когда я работала в дошкольном учреждении, то у малышей физкультура была самым любимым занятием. Почему? Потому что они там играют, бегают, выплескивая тем самым свою энергию. Это потребность от природы. С возрастом картина меняется. Молодые люди предпочтут посидеть в телефоне, нежели побегать с мячом.

Что касается спортивных секций, то лучше приводить ребенка с 7 лет. К примеру, это может быть гимнастика или плавание. Детям постарше уже подойдет гребля или тяжелая атлетика.

– В чем отличие профессии тренера от преподавателя?

– У преподавателя есть четкая задача и план. Сегодня, к примеру, у тебя две группы. Ты пришел, провел с ними занятия и ушел. У тебя нет головной боли, как набрать детей, как их мотивировать. Тренерская работа поставлена таким образом, что ты должен не просто найти ребят, а привить им любовь к спорту. Если ребенок к тебе пришел, он будет заниматься осознанно. Это более творческая работа, хотя и сложнее. Там ты видишь свой результат, когда кто-то из воспитанников завоевывает медали.

– Достаточно ли инфраструктуры в городе для развития массового спорта?

– Кто хочет, тот всегда найдет возможность заняться физической культурой или спортом. Плохо, что у нас сейчас нет секции по баскетболу. А ведь в советское время она была одной из самых популярных в городе. Один плавательный бассейн для Мозыря – маловато. Стадионов вполне хватает. Есть тренажеры. Главное – желание заниматься физической культурой.

– Как вы поддерживаете свою физическую форму?

– Люблю ходить пешком, плавать в бассейне, ездить на велосипеде. Кстати, нынешним летом по велодорожкам Мозыря наездила около 700 километров. Предстоящим летом постараюсь побить свой рекорд. Плюс к этому планирую отправиться в сплав по рекам Полесья.

– Физкультура – важный предмет?

– Безусловно. Ведь в детстве происходит процесс формирования культуры здоровья. От того, как он пройдет, будет зависеть здоровье человека в будущем. Поэтому физической культуре необходимо уделять еще больше внимания. И, в первую очередь, со стороны родителей. В дошкольных учреждениях физкультура поставлена на высоком уровне. Там каждый день физические упражнения, зарядка, игры. А вот в школе, все это теряется. Поэтому здесь должны включаться в процесс родители. Плюс работа школьных учителей физкультуры.

– У вас есть девиз, с которым идете по жизни?

– Больше позитива и движения.

Сергей БОРОВИК.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: