Наталья Кондрусевич: «Опьяняющая прибыль»

65

Прикассовые зоны – «горяченькие» места в каждом магазине. И чем больше торговый объект, тем больше площадь доходной зоны. А какие товары там разместить, решает администрация магазина, руководствуясь либо законом, либо стремлением увеличить прибыль, либо моралью и здравым смыслом.

Единого подхода в решении этого вопроса, как показывает практика, не существует. Вот и получается: ждешь в очереди расчета за шампунь и видишь бутылки шампанского.

В нашем городе множество торговых объектов, различных как по площади, так и по ассортименту. Но в каждом непременно есть золотое место – кассовая зона, через которую проходят фактически все покупатели. И чем больше торговый зал, тем активнее поток людей и тем больше пунктов расчета. А значит, просторнее «сладкое место», в котором на стеллажах можно встретить не только разную мелочевку – жвачки, конфеты, шоколадные батончики, пакетики кофе, салфетки, батарейки и прочее. Но и спиртные напитки, которые сложно назвать покупками первой необходимости. Получается, заходишь в магазин за шампунем или зубной пастой, а взглядом цепляешься за этикетки бутылок со спиртным. Как-то нелогично получается, не говоря уже про нравственность. И происходит это сегодня, когда проблема пьянства и алкоголизма остается одной из самых социально значимых и актуальных для нашего государства.

Не единожды сказано, что это негативное явление причиняет огромный материальный и нравственный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Пьянство и алкоголизм по масштабам своего распространения, величине экономических, экологических, демографических и нравственных потерь представляют серьезную угрозу стабильности и развитию общества, здоровью и благополучию нации. Печальная статистика гласит, что потребление спиртных напитков в последнее десятилетие приобрело устойчивый и массовый характер.

Казалось бы, борьбе с пьянством должен быть зеленый свет на всех уровнях. Но стоит спуститься на базовую ступень – организацию быта населения, – как видишь печальную картину: в магазине прямо перед глазами покупателя, в «горячей» зоне, стоит алкоголь и манит уставшего после работы мозырянина легко и быстро снять напряжение.

То, что прикассовая зона – самое доходное место любого магазина, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств и активно использующимся для получения прибыли. Есть три ключевые точки, между которыми двигаются покупатели: вход, зона с особенно популярными товарами и касса. Возле нее покупатель волей-неволей проводит некоторое время, дожидаясь очереди, и от скуки изучает все, на что падает взгляд.

Искусство торговли заключается в том, чтобы разместить в прикассовой зоне как раз те самые товары, которые человеку могут понадобиться. Но некоторые считают, что к ним можно отнести спиртное. Смело. Но правильно ли? Здесь важно отметить, что в Беларуси с января 2023 года изменились правила продажи алкогольных напитков. В частности, запретили выкладывать алкоголь у касс в магазинах, других местах расчета с покупателями и также на торговом оборудовании, которое непосредственно прилегает к кассам.

Правда, нововведение касается не всех. Исключение сделали для алкомаркетов, магазинов беспошлинной торговли, автолавок, общепита и небольших торговых точек, площадь которых не более 400 квадратных метров. Но таковых в городе небольшой процент. Основная масса – просторные объекты торговли, в которых на стеллажах возле касс шампанскому не место!

Непонятно одно: почему, пока одни старательно налаживают работу схемы «с глаз долой – из мыслей вон», другие в этот момент увеличивают прибыль столь высокой «пьянящей» ценой.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: