О влиянии ярких современных мультсериалов на детскую психику – педагог-психолог Ирина Ахрамович

68

Практически в каждой семье приветствуется просмотр мультфильмов. В одних – для развития, в других – чтобы отвлечь детей, пока родители заняты. Но как-то трудно принять за норму бесконтрольный и бесконечный просмотр детских мультсериалов. Нужен комментарий специалиста.

Ярко не всегда полезно

С появлением в семье ребенка в сердцах родителей, если размышлять по логике, должна зарождаться не только безграничная любовь, но и острое чувство ответственности.

Безусловно, каждому взрослому хочется дать малышу все самое лучшее и полезное, при этом оградить от вредного. Такой фильтрации должны подлежать и мультфильмы, развивающие и познавательные с одной стороны и губительные – с другой. Да, они помогают занять ребенка, но в то же время вызывают зависимость и эмоциональную неустойчивость. Находясь у экрана, малыш почти не двигается и «отключается» от настоящего.

Часто родители сталкиваются с истериками ребенка, который требует продолжения просмотра. Именно мультипликационные фильмы завоевывают внимание юных зрителей больше всего. Поставьте дома простой эксперимент: предложите ребенку на выбор почитать книгу или посмотреть мультик. Скорее всего, больший интерес вызовет второе. Как мама могу сказать, что для развития, наряду с книгами и играми, своим малышам с двух лет включала добрые мультфильмы, преимущественно советские, которые сама люблю. И на тот момент часто наблюдала, что мои дети отличались от других, которые при любом случае падали на пол и бились в истерике.

Сегодня двое из них – школьники, и они зачастую самостоятельно выбирают, что смотреть. Но я стараюсь быть в курсе трендов и не устаю удивляться тому, что выпускают на экраны. Картинки меняются так часто, а события развиваются настолько стремительно, что мне, взрослой, с трудом удается понять многие моменты. Хотя хорошие мультфильмы с удовольствием смотрю вместе с семьей. Если включается серийный мультик, то серия за серией без промедления идут фактически круглые сутки. Если полнометражка на экране, то многие моменты я бы не стала совсем показывать детям: слишком много флирта, неуважения к другим, создается впечатление полного отсутствия цензуры. Для меня мультик – источник добра, положительных эмоций, информации. Важен посыл, чтобы учили хорошему. А монстров апокалипсиса и других страшилок к приятным и добрым отнести сложно. К тому же, просмотр мультфильмов напрямую отражается на поведении детей. Спросите у малышей, гуляющих во дворе, на кого они хотят быть похожи. И вы удивитесь названным героям, как правило, вымышленным и мало похожим на реальных живых существ, обязательно с набором суперспособностей и без особого нравственного подтекста. Важно быть суперсильным и «крутым», но не добрым, честным и воспитанным – такие сегодня акценты у детей, навязанные мультгероями. И дети копируют их поведение: становятся раздражительными, истеричными, агрессивными.

Если вспомнить сказки на ночь из моего детства, то возникают только добрые картинки, ласковые лица, красивейшая музыка. Может быть, по этой причине люди больше уважали старших, ценили любовь, семью, дружбу. Сейчас для многих эти и другие ценности не в приоритете.

Чтобы разобраться в плюсах и минусах просмотра мультфильмов, решила обратиться за помощью к детскому психологу Ирине Ахрамович, поинтересовавшись у нее, с какого возраста можно знакомить ребенка с таким видом досуга.

До трех лет вообще не стоит усаживать детей за мультфильмы.

«До семи лет рекомендуется мало и выборочно – в этом возрасте они всё впитывают как губки. С 7 до 14 – самый опасный период, поскольку дети уже проявляют в действиях всё, что увидели на экране. Поэтому информацию нужно давать очень избирательно, в том числе ту, что преподносится в мультиках», – отмечает Ирина.

Также психолог подчеркивает, что было бы неправильно делить мультипликацию на «черное» и «белое», «наше» и «не наше».

Она поясняет: «Бесспорно, у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие картины. Это, например, диснеевская классика: наивный Бемби, веселая Белоснежка, трудолюбивая Золушка. Но эти фильмы редко транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят сюжеты, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки и даже убийства, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. В связи с этим хотелось бы убедить родителей, что мультфильмы сильно влияют на психику детей. Но не все взрослые сегодня это понимают и не все соглашаются нести реальную ответственность за свои действия».

В беседе со специалистом мы пришли к нескольким важным выводам относительно современных мультфильмов: большинство детских картин чрезмерно яркие, действие происходит очень быстро. Они имеют банальный сюжет, зачастую повторяющийся во всех сериях. Значение речи для понимания содержания сведено к минимуму. Озвучены одинаковыми голосами переводчиков. В них есть место вспыльчивости, агрессии, негативным эмоциям. Плюс усугубляет дело однообразная музыка. По словам педагога-психолога, это приводит к негативным последствиям.

Яркость мультфильма позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ему не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрироваться. Развивается неспособность сосредоточиться. И в школе ребенок не может высидеть урок, запомнить материал.

Понятный простой сюжет не всегда дает возможность включиться воображению, фантазии. А ведь мультфильмы – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.

В дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, поэтому важно слышать правильную красивую речь, улавливать все интонации, понимать чувства, передаваемые речью. Недостаток насыщенной правильной речи может привести к отставанию в развитии.

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.

Из личного опыта

На примере своих детей скажу, что изменение поведения в худшую сторону «лечится» отсутствием гаджетов.

Поэтому считаю, что влияние на психику очевидно. Однозначно: если сознание малыша не сформировано, то страшные бесформенные человечки и дурное поведение героев с экранов явно скажутся на детях. Значит, не стоит смотреть такие кадры: не доросли еще. Переходим на добрые мультфильмы с правильным смыслом или же исключаем вовсе. Плюс в моей семье такой вид времяпрепровождения нужно «заработать» чтением, физической нагрузкой. И только после всех уроков и во второй половине дня. Такой подход помогает организовать распорядок дня и не разбаловать детей, ведь, кроме мультфильмов, есть великое множество занятий и способов отдохнуть. Если подумать, найти альтернативу гаджетам несложно. Вокруг есть все необходимое на любой вкус и интерес. Увидев, что взрослые с удовольствием проводят время без телевизора, наши дети тоже будут искать игры и общение вместо мультфильмов.

На вопрос, правильно ли ограничивать время, проведенное за экраном, Ирина Игоревна отвечает, не раздумывая: «Однозначно. Родители должны знать, что смотрит ребенок. Каждому в зависимости от возраста и особенностей характера необходима определенная информация. Мультфильмы нужно смотреть выборочно и ограниченно по времени, а не сплошным потоком без разбора.

И если уж просмотр состоялся, хорошо бы по итогу обсудить с ребенком, в чем главная мысль картины, что хорошего и плохого совершили герои. Так ребенок учится анализировать, правильно формулировать мысли и контактирует с родителем. К сожалению, так поступают далеко не все взрослые. Поэтому посоветую папам и мамам, разрешающим смотреть мультфильмы своим детям, вооружиться простыми вопросами: «Как поступил герой? Что ему помогло? Кто тебе понравился и почему?» – они станут связующим звеном между красочной картинкой и полезным времяпрепровождением. Иначе мультфильмы не только не принесут пользы, но и навредят психике малыша, научив его капризам, дерзости, крикам и другим негативным эмоциям».

Подобрать мультфильм с добрым смыслом – только половина пути, главное – это побудить ребенка задуматься над идеей и стимулировать развитие нравственных качеств и личности в целом. Длительный просмотр ярких современных картин «зомбирует» детей – у них появляется некая зависимость от экранов телевизоров и планшетов.

Взрослые должны принимать активное участие в развитии своих детей и серьезнее подходить к выбору того, что им смотреть.

Тогда не придется удивляться истерикам, поскольку их попросту не будет. Пусть пищей для размышлений наших детей будут интересные книги, увлекательные путешествия, полезное общение, а также в разумных количествах и с правильным подходом – добрые мультфильмы.

Юлия ВОРОНИНА,
внештатный автор.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: