Продукция ОАО «Беларускабель» получила очередную высокую награду

135

По итогам 2023 года предприятие стало победителем самого престижного конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» в номинациях «Лучшие товары года», «Новинка года», а также награждено дипломом «За стабильное качество». Для получения этой престижной награды необходимо быть лауреатом конкурса на протяжении пяти и более лет подряд.

Удивить – победить

Особенно обращает на себя внимание тот факт, что продукция, удостоенная высоких наград, появилась в период беспрецедентного санкционного давления на Беларусь. Успехи мозырских кабельщиков – результат обстоятельств или итог планомерной работы? Некоторые секреты достижения подобных высот раскрывает руководитель ОАО «Беларускабель» Виталий Шилов.

«Конечно, сегодняшняя ситуация в мире повлияла на нашу работу – увеличение объемов, изменение номенклатуры выпускаемой продукции, но это, скорее, совпадение. Наша стратегия – ежегодный выпуск двух–трех новых наименований продукции. Мы себя позиционируем как высокотехнологичное инновационное производство: можем разработать, поставить на производство, сертифицировать и продать нашему заказчику новый вид изделия под ключ – на выходе имеем инновационную продукцию, аналогов которой нет не только в Беларуси, но и в Евразийском экономическом союзе, – подчеркивает директор Виталий Шилов. – У нас есть продукты, я их называю «наши белорусские стартапы», которые, кроме нас, никем не выпускаются в стране: либо на предприятиях нет соответствующего оборудования, либо не позволяет технологический уровень специалистов – но мы их производим, получая заслуженные награды. Так что наработок много, разработок еще больше, но мы не хотим сразу одновременно выводить много продуктов на рынок, потому что каждый новый продукт – это высокая добавленная стоимость. Желательно не выпускать продукт для рынка, а идеальный вариант – когда ты формируешь рынок под свой продукт. Пока конкуренты тебя не догнали, наладив выпуск аналогичной продукции, есть возможность получать хорошую прибыль. Инновационный продукт считается таким в течение трех лет – дальше он уже становится обычным, теряя привлекательность на рынке».

Идем на Восток!

Известная задача для белорусских производителей: не только произвести, но и продать, причем выгодно. Где сегодня есть спрос на кабели «made in Mozyr»?

«Мы работаем не на рынок Беларуси (он небольшой и достаточно консервативный), а для российских потребителей, занимая ниши в нефтегазовой сфере, авиа- и самолетостроении, космических технологиях, – объясняет Виталий Петрович. – Президент поставил задачу: строить самолеты в Беларуси. А мы единственные в стране, кто может производить необходимый для этого кабель, также, единственные в Беларуси, запускаем в этом году в производство кабели для судостроения.

Стратегия нашего развития подразумевает выходы на внешние рынки ближнего и дальнего зарубежья. Награду мы получили за гибкий кабель сигнализации и блокировки, который используется в сфере железнодорожного транспорта в Беларуси и России. В этом изделии скорость сигнала на порядок выше, что особенно важно для систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Продукт выполнен под конкретного заказчика и конкретный проект и позволяет свести к минимуму ошибки в результате как человеческого фактора, так и технологического сбоя, работая в широком температурном диапазоне. Судя по объемам, которые готовы у нас взять российские заказчики, речь идет о солидном проекте».

«Железной дороге мы поставляем кабели на протяжении двадцати с лишним лет, в том числе в Азербайджан, Казахстан, Туркменистан. Но этот кабель – новый вид продукции с измененными техническими условиями, он более высокотехнологичный, – конкретизирует главный технолог ОАО «Беларускабель» Дмитрий Шульга. – Для его производства мы провели модернизацию и сделали продукт в более широком спектре исполнений с применением новых материалов, водоблокирующих элементов и так далее. В зависимости от вида исполнения и задач может прокладываться открыто и в грунте».

Светлые головы, золотые руки

Всегда интересно узнать, как рождаются уникальные изделия. Это гениальность одного одаренного инженера или командный «мозговой штурм»?

«В структуре производства есть отдел, решающий поставленные перед ним технологические и конструкторские задачи, – рассказывает директор ОАО «Беларускабель» Виталий Шилов. – В том числе и мои задания, потому что если выпускать только то, что продается, то это означает отсутствие развития. Надо находиться в постоянном поиске, как я это называю, «чесать мозги». Задача специалистов этого отдела – реализовать все пожелания заказчиков. Признаюсь, нередко возникает первая мысль, когда получаем заказ с конкретными высокими требованиями: «А зачем нам это надо?! Это очень сложно, долго, пока непонятная перспектива реализации…». Но мы никому не отказали, а еще появляются здоровые азарт и кураж: реализовать то, от чего другие отказались – поставленные сверхзадачи замечательно способствуют развитию творческого и профессионального потенциала. Мы таким образом повышаем и технологический уровень наших специалистов, потому что в Беларуси кадры по кабельному производству не готовят – для обучения мы отправляем наших людей в Москву, в единственный в своем роде Всероссийский научно-исследовательский институт кабельной промышленности. Плюс постоянное саморазвитие и самообучение на месте. В 2022 году мы получили награду в номинации «Лучший продукт», выпустив кабель, от производства которого в Беларуси все отказались. А мы смогли! И сейчас этот продукт в России подделывают. И мы этим гордимся: в полесской провинции выпускают продукцию, которую высоко ценят настоящие специалисты-профессионалы.

Выжить на ширпотребе сегодня невозможно, инновационный продукт – единственная возможность. Сегодня мы стараемся развивать те направления, которые дают возможность предприятию получать прибыль, чтобы выполнять взятые на себя обязательства и иметь финансы для проведения модернизации. Планы у нас амбициозные, планируем закупки большого количества нового оборудования – надо совершить рывок, заменив старые станки и линии на новые, не останавливая производство. То, о чем мы думаем сегодня, – это уже перспектива 2025 года. По-другому нельзя. Есть понимание, что мы будем покупать, что – производить и куда развиваться, отвечая на вызовы каждого дня. Чем сложнее поставленная нам задача, тем интереснее ее решать».

Дмитрий КУЛИК.
Фото Александра
СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: