17 сентября в Ливане взорвалось множество пейджеров. По разным данным, не менее 12 человек погибли и более трех тысяч получили ранения. Вот результат этого жестокого теракта.
Взрывы звучали в южном районе Бейрута, который считается оплотом «Хезболлы», и в других регионах страны. Еще несколько пейджеров взорвались в Сирии.
«Хезболла» назвала этот инцидент крупнейшим провалом в работе спецслужб за последние время и обвинила Израиль. Как такое могло произойти? Пока сложно сказать. По одной из версий, израильское агентство Моссад, имеющее большой опыт выполнения сложных заданий на чужой территории, заложило взрывчатку в пейджеры, импортированные «Хезболлой», за несколько месяцев до взрывов. По оценкам эксперта Би-би-си, смертельными оказались менее 1 % взрывов пейджеров, но сотни людей получили серьезные ранения. Все это, безусловно, стало ощутимым психологическим ударом для «Хезболлы».
Вооруженный конфликт между Государством Израиль и шиитской группировкой «Хезболла», признанной в ряде стран террористической и практически контролирующей южные районы Ливана, начался не сегодня. Периодически этот конфликт затухает, но после разгорается с новой силой, следуют очередные витки эскалации. Так, по факту ракетно-минометного обстрела укрепленного пункта «Нурит» и приграничного населенного пункта Шломи на севере Израиля, который был совершен в середине июля, были ранены 11 человек. А в результате нападения на пограничный патруль были убиты трое и захвачены двое израильских военнослужащих.
Сегодня мировую общественность больше волнует то, каковы причины произошедшего 17 сентября и какие последствия это может иметь в глобальном масштабе.
Так, Пол Адамс, дипломатический обозреватель Би-би-си считает, что «трудно придумать удар, более рассчитанный на то, чтобы посеять страх и смятение». «Хезболла» напрямую зависима от пейджеров для поддержания связи между различными соединениями организации. «Наказание» для членов «Хезболлы» было, что называется, показательным: они «взрывались» в супермаркетах, на улицах, в машинах и так далее. Расчет был сделан на то, что, пока «Хезболла» и Израиль находятся в состоянии «ползучей» войны, такое нападение подорвет, прежде всего, моральный дух противника.
Может ли произошедшее быть только подготовкой к более серьезной атаке? На ливанско-израильской границе пока нет признаков сосредоточения войск и бронетехники, необходимого для крупного военного вторжения на юг Ливана. Другое дело, что и «Хезболла» теперь вынуждена ответить Израилю, но каким образом?
Премьер-министр Ливана Наджиб Микати отметил, что действия Израиля представляют собой «серьезное нарушение суверенитета Ливана и преступление по всем стандартам». Тегеран также назвал действия Израиля террористическим актом и примером массового убийства. США же призвали Иран не нагнетать напряженность, добавив, что не имеют никакого отношения к случившемуся, что и следовало ожидать.
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель осудил нападения, «которые ставят под угрозу безопасность и стабильность Ливана и повышают риск эскалации в регионе». «Даже если эти атаки казались целенаправленными, они привели к тяжелым, неизбирательным, побочным жертвам среди гражданского населения, в том числе среди детей», – справедливо заявил Боррель. Европейский союз хочет предотвратить тотальную войну, поскольку она будет иметь «тяжелые последствия для всего региона и за его пределами».
Цицерон любил говорить: «Худой мир лучше доброй войны». Наверное, эту здравую мысль сегодня поддержат и все благоразумные люди нашей планеты.