По белорусскому законодательству использование номеров телефонов для звонков со всякого рода рекламными предложениями, а также приглашениями на различные мероприятия без предварительного согласия абонента – это нарушение закона, которое влечет за собой административную ответственность.
Как-то собираясь на работу и по привычке держа телефон рядом с собой, я даже не успел удивиться довольно раннему телефонному звонку. Номер был мне не знаком, но он поступил от оператора МТС, что особо не вызывало никаких подозрений относительно звонящего, и, предположив, что, возможно, звонок по работе, я поднял трубку. Бодрый женский голос сразу начал с утреннего приветствия, затем девушка скороговоркой назвалась представителем одной компании, которая очень желает видеть меня на презентации, которую эта «компания устраивает в ближайшие выходные в вашем городе». Естественно, мне как участнику мероприятия совершенно бесплатно будет представлен некий бонус, а если я еще приведу с собой троих друзей, то и приятных сюрпризов будет гораздо больше. В произнесенной речи не содержалось никакой конкретной информации ни о фирме-представителе, ни о самом предстоящем мероприятии – акцент только на том, что все будет «абсолютно бесплатно», а также на том, что мне повезло стать избранным – приглашенным из огромного количества жителей города. В конце прозвучал вопрос: «Вы готовы прийти?» – «Нет», – ответил я. И вот уже изумленный голос на том конце провода переспросил: «Скажите, а я в Мозырь звоню? Вы в Мозыре сейчас?» – «Нет, в Бобрах». Мой ответ явно поставил девушку в тупик. Откуда же знать оператору кол-центра, что это народное название микрорайона, прилегающего к одноименной, некогда располагавшейся в центре города деревни. А заданный вопрос о том, откуда ей известен мой номер телефона, только ускорило окончание разговора.
Сначала девушка-оператор попыталась рассказать, что номер телефона ей дали некие мои знакомые, но назвать она их не может. А на мое возражение, что у меня нет таких знакомых, кто мог бы передать мои данные, продолжила объяснения про какую-то базу данных, причем ответ звучал невнятно и путанно. На этом беседа была завершена, а очередной телефонный номер был мною заблокирован.
К слову, пару лет назад мне уже приходилось сталкиваться с подобным типом назойливой рекламы. В качестве поставщика рекламных звонков выступил оператор Лайф. Всего за два месяца в блокировку было отправлено более восьмидесяти телефонных номеров. Просьбы больше не звонить ничем не заканчивались. Звонки продолжали поступать. Обращение к оператору мобильной сети тоже не дало результата. В итоге пришлось отказаться от дальнейшего использования своего телефонного номера для звонков, а тарифный план изменить для пользования интернетом.
Не могу и не буду утверждать, состоялось ли мероприятие, на которое так тщательно зазывался народ, и правомерно ли и в рамках закона действовали организаторы проводимого ими мероприятия. Но, как правило, юридически по вопросу заключения договоров у них комар носа не подточит.
Становиться потребителем услуг, приобретать предлагаемый товар или нет – дело сугубо индивидуальное. Но вот не всегда участники презентаций знают, что, заполняя различные анкеты, в которых предлагается указать данные своих друзей, знакомых, родственников, равно как и те, кто предлагает заполнить эти анкеты, становятся нарушителями закона о защите персональных данных. В соответствии со ст. 23.7 Кодекса об административных правонарушениях и в случае, если вам поступает звонок от аналогичных организаций без вашего согласия, следует помнить, что вы вправе потребовать у звонящего представиться, сообщить наименование компании и зафиксировать эту информацию, потребовать прекратить звонки и использование ваших персональных данных. А если звонки продолжаются или ваши персональные данные передаются иным лицам, то вы вправе обратиться в органы внутренних дел с заявлением о прекращении незаконной обработки ваших персональных данных, а также с заявлением о начале административного процесса по ст. 23.7 Кодекса об административных правонарушениях.