Северная столица России стала центром большой политики. Здесь состоялись сразу два саммита – Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств. Декабрь – традиционно сложное время года, когда государствам надо сверить часы и по международной повестке, и в двусторонних отношениях.
И как раз к переговорам Минска и Москвы по углублению интеграции было приковано пристальное внимание. Итог – из 31 должной карты три не согласованы: по нефти, газу и налогообложению.
Тем не менее эти сложные вопросы остались на контроле у президентов Беларуси и России, и Александр Лукашенко по итогам встречи подтвердил: общее видение есть! При этом оба лидера отметили колоссальный прогресс за годы существования Союзного государства.
Что касается отношений стран «пятерки» – и здесь главы государств продемонстрировали завидное понимание. И это важно, ведь на этой ноте Беларусь принимает председательство в Евразийском экономическом союзе на следующий год.
Ещё несколько дней назад на Санкт-Петербург внезапно обрушился шторм. В городе даже предупредили о высоком уровне опасности в связи с угрозой наводнения. Но тучи как по заказу рассеялись, к обеду даже показалось неяркое солнце, что обычно несвойственно в эту пору года российской северной столице. И пока журналисты в пресс-центре Президентской библиотеки обсуждали явно хороший знак в преддверии очередного раунда переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина, сами президенты прибыли для этой встречи, очевидно, в хорошем расположении духа. От погоды ли? Не так уж и важно.
В зале для двусторонней встречи к этому моменту собрались правительственные делегации от обеих стран и пресса. Ожидали, обсуждали, дождались. Правда, главы государств к столу переговоров подошли на час позже. Но на первый план вышло не время, а те договорённости, о которых так много говорили в конце года.
Неслучайно главы двух стран встретились на полях саммита ЕАЭС – ведь это экономическое объединение, а основные вопросы в Союзном государстве как раз лежат в плоскости экономики. Казалось бы, двум странам проще договориться, чем пяти. Можно, по сути, обкатать интеграционные механизмы на более тесном формате и потом расширить их. Но что можно сказать о перспективах по формированию единого энергетического рынка в Евразийском экономическом союзе (а он в планах к 2025 году), если спустя 20 лет союзной интеграции Беларуси и России – это до сих пор один из важных, если не самый главный пункт?
Восемь дорожных карт из перечня, в котором 31 документ. Согласование оставшихся позволит президентам сделать следующий шаг в союзной интеграции – подписать программу дальнейшего сотрудничества. Но для этого, кроме прочего, необходимо урегулировать вопросы, которые Минск напрямую связывает с интеграцией: стоимость газа для Беларуси в следующем году и компенсация потерь от налогового манёвра России. Эти темы главы государств детально обсуждали уже без присутствия прессы. И судя по финальному коммюнике руководителя рабочей группы по проблемным вопросам интеграции со стороны России Максима Орешкина, к этим вопросам президентам ещё предстоит вернуться. Но всё же прогресс есть.
Подробностей, когда будет следующая встреча, где состоится, какой формат и повестка, министр не сообщил. На вопросы журналистов Орешкин не отвечал и стремительно удалился. А вот Александр Лукашенко, напротив, был в духе: откровенно и подробно ответил на вопросы о переговорах.
Следом за белорусско-российскими переговорами сдвинулась и вся последующая программа ЕАЭС. Но лидеры Армении, Казахстана и Кыргызстана были дипломатичны. Заседание в узком составе прошло без единого упоминания о каких-то временных неудобствах. Возможно потому что хозяин встречи начал с козырей.
Дальше, как и положено по протоколу, слово премьер-министру Армении – по алфавиту. Тот продолжил праздничную риторику и уложился с этим всего в минуту.
После уже белорусский Президент поблагодарил Армению за успешное председательство в ЕАЭС в 2019-м. А в следующем году эстафета перейдёт к Беларуси. Александр Лукашенко предложил и кандидата на должность нового главы Евразийской экономической комиссии. Это уже не секрет, более того, экс-спикера Совета Республики в этом статусе одобрили все участники ЕАЭС.
В итоге зафиксирован новый рекорд по продолжительности заседания Высшего Евразийского экономического совета – пять минут. Вот уж действительно – полное понимание. Но встреча в расширенном составе с участием профильных министров предсказуемо продолжалась больше. Никол Пашинян начал с того, что спорных вопросов нет. Позитивную риторику продолжил поздравлением будущего главы комиссии (полномочия Михаила Мясниковича начнутся с февраля) и даже передал слово нынешнему председателю. Но в такой порядок вмешался Александр Лукашенко.
Когда все нюансы были уже окончательно сняты, стороны перешли к подписанию принятых документов. Среди которых особняком стоит бумага по поводу устранения государствами барьеров. Если в 2017-м общее количество препятствий для входа на рынки партнёров по ЕАЭС в объединении насчитывалось 60, спустя два года их уже больше 70. Динамика прямо противоположна интеграционным устремлениям, и над этим придётся работать. Ещё одно принятое соглашение касается пенсий: президенты закрепили право трудовых мигрантов в пределах пяти стран рассчитывать на пенсионное обеспечение вне зависимости от страны, где раньше работал и где теперь живёшь. И есть у пяти стран ещё желание либерализации отдельных секторов услуг в рамках союза, его тоже оформили в виде акта. И, конечно, переход председательства от Армении к Беларуси.
После официальной части Владимир Путин наградил Орденом дружбы народов нынешнего главу ЕЭК Тиграна Саркисяна. На этом встреча в формате ЕАЭС завершилась. Но вот в формате СНГ началась. Лидеры Содружества также приехали в город на Неве для неформальной встречи по итогам года. Сначала она прошла за круглым столом, а после переместилась за другой, только вот его форма журналистам осталась неизвестна. Из Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина главы государств уехали обсуждать вопросы за рабочим ужином и без телекамер.
Все переговоры, можно сказать, пошли не по плану. Двусторонняя встреча Минска и Москвы затянулась, сместилось и заседание ЕАЭС. Но с учётом того, что лидеры стран заранее пришли к консенсусу, завершились встречи как раз по протоколу. Саммит лидеров в формате СНГ за столом переговоров и вовсе не был запланирован. А он продлился больше часа. Все эти переговоры называют неформальными, это вроде и объясняет такие повороты и отступления от протоколов. Но главное — итог встреч на берегах Невы, а 2019 год политики завершают с таким ценным качеством, как понимание.