Интервью с учителем труда мозырской школы №16

991

Учитель технического труда ГУО «Средняя школа № 16 г. Мозыря» Михаил Владимирович Безняк уверен: если не ставишь перед собой большие задачи, то и не надейся на достойный результат.


Многие родители сетуют: очень трудно заставить ребенка сделать по дому что-то полезное, посуду помыть, убрать за собой. Все в тяжесть… А как сформировать у детей позитивное отношение к труду, полезной деятельности? Ответ на этот вопрос знает учитель технического труда Михаил Владимирович Безняк, который успешно занимается с учащимися в мастерских стенах средней школы № 16.

Каждого человека жизнь «прибивает» к своему берегу. Но те, кто ищет легких путей, могут не доплыть до конечной точки маршрута, сев на мель…
Учитель рассказывает, что в детстве был обычным, компанейским, озорным парнем, родом из Гродненской области, г.п. Кореличи. Вспоминая свое детство сегодня, Михаил Владимирович говорит, что их вместе с братом воспитывали в строгости и труде, каждодневном и обыденном. Отец был мастером на все руки: столярничал, занимался слесарными работами, пчеловодством, а работал осеменатором на животноводческой ферме. Семья держала большое хозяйство: корову, коня, свиней, гусей, кур… Сыновья во всем родителям помогали: сено заготавливали, картофель убирали, дрова рубили, огород от сорняков пропалывали.

Сегодня Владимира Юльяновича, к сожалению, уже нет в живых.

– Но ту науку жизни, которую отец преподал мне в детстве, я запомнил на долгие годы, – говорит Михаил Владимирович. – Летом с братом мы старались заработать какую-то копейку в колхозе, трудились на зернотоке. В 1989 году я поступил в Мозырский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской (факультет ОТД и Ф, дополнительная специальность – черчение). Затем, летом, обычно каждый год, после того, как сдавал сессию, отправлялся домой, в родной поселок, и устраивался на время уборочной страды помощником комбайнера. Так мои летние каникулы и проходили, отдыхать и на море ездить было некогда.

На 5-м курсе Михаил Владимирович познакомился со своей будущей супругой – Людмилой Валерьевной. Женился и «прирос» к Мозырю корнями. Сегодня уже и сыну Владимиру 25 лет, он работает мастером цеха в ОАО «Мозырский НПЗ», постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно занимается спортом.

В среднюю школу № 16 Михаил Владимирович перешел со дня ее открытия, в 2012 году. До этого, после окончания института, работал инженером-технологом, а затем – уже по своей профессии – в СШ № 2.

– Но именно в новой школе (СШ № 16) я впервые почувствовал, что мои желания стали совпадать с возможностями, – объясняет педагог. – Светлые, просторные кабинеты, прекрасная материально-техническая база – условия для занятий с детьми были замечательными, вырисовывалась хорошая перспектива. Благо и администрация, и родители меня поддерживали во всем.

– Трудно ли было в первое время найти контакт с детьми?
– Проблем не было никаких, – продолжает Михаил Владимирович. – У меня подход всегда неизменный: вначале я должен узнать как можно больше о каждом ученике: его характере, мировоззрении, увлечениях. Затем – выявить лидеров, – ребят, которые особо мотивированы и поведут за собой других. Также – дисциплина, а на занятиях она должна быть железной. Еще один важнейший момент – соблюдение техники безопасности во время уроков, что в освоении такого предмета, как технический труд, первоочередная задача.

Как заинтересовать учащихся своим предметом? Это во многом зависит от личностных качеств самого педагога, уровня его подготовки.

Детям неинтересно, когда каждый урок «под копирку». Поэтому учителю всегда очень важно использовать нестандартный подход к проведению уроков. Михаил Владимирович в своей работе активно применяет информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие технологии, подключает интернет-ресурсы, разработки педагогов-новаторов, проводит открытые уроки в школе, мастер-классы, презентации. Не так просто научить ребят работать самостоятельно, добывать информацию самим, но это нужно делать. А еще постоянно советоваться с учащимися: как бы они сделали без подсказки, сами?
Пяти-, шестиклассники учатся пилить, строгать, производить сборку на гвоздях, шурупах. Ребята постарше получают ознакомительные азы работы на станках.
На базе школы действует объединение по интересам «Техническое моделирование и конструирование», руководит которым Михаил Владимирович Безняк. Его с удовольствием посещают даже… второклассники! Ребята занимаются выжиганием, геометрической резьбой по древесине, моделированием танков, самолетов, кораблей и др. Обычно кружковцы изготавливают сразу 2 модели: одну забирают домой, чтобы похвастаться перед родителями, вторую — оставляют в классе. Кружковцы постоянно участвуют в разнообразных конкурсах: «Техноинтеллект», «Техноёлка», «В мире техники и труда», смотрах инновационного и технического творчества учащихся, семинарах, мастер-классах и др., получают грамоты и дипломы. Здесь же особые слова благодарности нужно адресовать родителям – за помощь и поддержку.


Что ж, всему, чему учатся мальчики на уроках труда, не только в школе, прежде всего в жизни пригодится! Мужчине нужно уметь и колесо накачать, и гвоздь забить, чтобы картину повесить, и инструментами пользоваться, и многое другое. Если с детства у ребенка нет особой тяги к школьной науке, то родителям вовремя нужно задуматься о приобретении сыном рабочей профессии.

Особо нужно сказать о том, что на протяжении семи лет Михаил Владимирович готовит победителей и призеров районных, областных и республиканских олимпиад по техническому труду (только в 2018 году – было подготовлено 8 победителей и призеров). А как много на это требуется моральных и физических усилий, знает только сам педагог. Кстати, в данное время полным ходом ведется подготовка ко второму этапу областной олимпиады среди 5-8 классов, до которой осталось всего месяц с небольшим. На этот раз учитель готов «бросить в бой» целую команду! Времени на подготовку немного, а еще очень многое успеть предстоит. Задача из года в год не меняется: взять с ребятами максимальное количество дипломов, показать на что способны они!

– Понятно, что с одаренными и с все «схватывающими на лету» детьми работать проще. А как быть с теми, у кого не все гладко получается? – интересуюсь у Михаила Владимировича.
– Если не получается, то, конечно же, помогаем, – отвечает педагог. – Другое дело, что в любом классе всегда есть парочка парней, которые вообще ленятся что-то сделать, у них постоянно нет настроения. К таким тоже нужен «тонкий» подход. Во-первых, нужно обязательно к ним обратиться с волшебным словом «пожалуйста» и попросить сделать что-то совсем малое. Например, дошлифовать какую-то работу. На это обычно они всегда соглашаются.

Получить «10» на уроке у Михаила Владимировича ученику бывает достаточно сложно. Не говоря о том, чтобы получить эту отметку за четверть… Балл высшей пробы предполагает самостоятельность выполнения задания, соблюдения правил безопасной работы, четкого оперирования техническими терминами, владения теоретическим материалом, умения проектировать, воплощать рационализаторские решения в жизнь и др. Не секрет, что хорошая отметка прекрасно мотивирует ученика, дает ему стимул для дальнейшей работы.

– Что можно посоветовать родителям, дети которых подлениваются, постоянно пребывая в виртуальном мире?
– Самим показывать пример, как нужно делать, привлекать их к домашним делам, больше заинтересовывать, стимулировать их, – объясняет Михаил Владимирович. – Например, не хочет сын помогать отцу на даче грядки вскопать или машину мыть, можно пообещать покатать его на машине, свозить на автодром и т. д. Применять маленькие хитрости. Но у детей должно сформироваться понятие: от них ждут помощи, им нужно трудиться, участвовать в каких-то общих проектах, делах. В былые годы то, что подросток с юных лет умел и косить, и дрова рубить не считалось подвигом, а было нормальным явлением. Вот и сегодня бы не мешало взять хороший пример из того времени.

Как педагога Михаила Владимировича волнует еще один момент: всего 1-2 часа в неделю в школах «выделяется» на урок труда, а хотелось бы больше. Чтобы было время без спешки ученикам все что хотелось показать, рассказать, объяснить, чему-то новому научить…

– Хочу, чтобы больше у нас было одаренных, увлеченных делом, трудом детей, – признается педагог. – И на работу тогда учителю хочется идти, как на праздник, не уставать творить, побеждать и чего-то добиваться в жизни!

Александр СОЛОДКОВ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: