Уйти, чтобы вернуться. Из учителя в экономиста и обратно

568

Бывает очень не просто выбрать в жизни «из ста дорог свою». Порой мы ошибаемся, сворачиваем с предначертанного нам пути. Но весь смысл в том, чтобы после сделать выводы, правильные и своевременные. Нельзя сказать, что мужчины- учителя в наших школах сегодня редкость, нет. Но они – на «вес золота».

– Это как в семье, у ребенка должны быть мама и папа,– считает учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря» Виктор Игоревич Горбачук. – Педагог, будь-то мужчина или женщина, предлагает свою модель поведения взрослого для юного поколения, всегда являясь примером. И здорово, если дети видят этот пример!


После окончания СШ № 15 (было это в 2011 году) Виктор поступил в МГПУ им. И. П. Шамякина на филологический факультет.

– Меня тогда очень увлекала поэзия серебряного века, – вспоминает педагог. – Я просто зачитывался поэтическими произведениями Есенина, Блока, Цветаевой. Так любовь к литературе побудила меня стать учителем.

Годы, проведенные в университете, Виктору запомнились на всю жизнь. Он закончил вуз с красным дипломом. Молодой специалист пришел работать в Мозырский государственный областной лицей, преподавал русский язык для учащихся 10-11 классов, успешно готовил ребят к ЦТ.

– Однако затем я резко решил сменить род своей деятельности, – вспоминает Виктор Игоревич.

Дело в том, что во время учебы в университете он прошел переподготовку, успев освоить специальность бухгалтера-экономиста. И молодому педагогу захотелось поработать в этом направлении.  Устроившись в одну из строительных организаций экономистом, молодой человек «окунулся» совсем в другой мир. Поначалу он показался Виктору Игоревичу увлекательным и интересным…

– Однако, по прошествии некоторого времени, понял, что это не совсем мое, – продолжает педагог. – Я почувствовал: у меня другая дорога, другое призвание…

И только вернувшись снова на педагогическую стезю, придя работать в среднюю школу № 9, он, наконец, вновь ощутил уже знакомую, тихую радость в душе.

– Здесь, в школе, почти семейная атмосфера: коллеги-педагоги и администрация всегда готовы прийти на помощь, дать полезный совет, – объясняет педагог. – Да и с детьми быстро удалось найти общий язык. Общение, сотрудничество с ними дает мне незабываемые и ни с чем не сравнимые эмоции. С детьми мы беседуем по разным вопросам, волнующим их…

– А какие «уроки» обычно мы проходим в нашей жизни? – интересуюсь у педагога.

– Зачастую, не имея достаточного жизненного опыта, не зная некоторых вещей изнутри, мы считаем, что у соседа «травка зеленее», поэтому «хорошо там, где нас нет», – рассуждает Виктор Игоревич. – Но на самом деле все вовсе не так… Это может касаться и выбора ребятами-выпускниками своей будущей профессии. Я считаю, что, порой нужно через что-то пройти, возможно далекое тебе, чтобы понять, к чему на самом деле ведет тебя судьба… Тогда ты сможешь правильно воспринимать все поучительные ситуации в своей жизни.

– Какие нравственные принципы помогают вам всегда?

– Это главное правило: поступай с другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой. Оно непосредственно касается и учителя. Если ты любишь своих учеников, относишься к ним с уважением, то и они будут к тебе относиться так же. Ни в коем случае нельзя унижать, оскорблять ребенка. Ведь он – уже маленькая личность. И этот негатив он будет нести дальше в своей взрослой жизни. Поэтому очень важно, чтобы всегда сохранялась духовная связь и родителей с детьми.

– В чем главная «энергетика», «эйфория» школы?

– В том, что учитель видит результаты своей работы. Они появляются не сразу, постепенно. Это можно сравнить с работой врача. Каждый понимает, что занимается нужным, важным, полезным делом. И это дает силы для того, чтобы завтра проснуться, прийти на работу и с радостью приступить к своему делу опять.

– Как вы, учитель русского языка, относитесь к тому, что многие подростки, особенно в социальных сетях, пишут неграмотно, коверкают речь, не умеют четко излагать свои мысли?

– Знание языка очень важно, потому что культура владения им – это показатель нашего общего уровня развития интеллекта. Заниматься в этом направлении нужно начинать как можно раньше, и это принесет свои плоды. Мы на наших уроках, например, не пользуемся мобильными телефонами. Конечно, иногда ребенку проще погрузиться в виртуальный мир, чем заняться развитием своих учебных, творческих, спортивных интересов. Но нужно второе. И педагог должен помочь детям направлять свои усилия именно в этом направлении.

– Давайте затронем уроки литературы: насколько возможно через поэзию, прозу коснуться души ребенка, донести какие нравственные принципы?

– С пятиклассниками мы недавно читали русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Она нравится и многим взрослым. Эта сказка несет в себе глубокий нравственный смысл. В ней добро побеждает зло. Если ты добрый, отзывчивый, не проявляешь к людям агрессии, то и они отвечают тебе тем же. Если же ты зол, алчен, завистлив, то будешь наказан. Наша реальная жизнь дает нам нравственные уроки, а литература помогает их осмыслить и постичь.

– Толстой, Чехов, Тургенев, Гоголь, Достоевский… Не слишком ли сложны для восприятия 10-11-классниками произведений классиков русской литературы?

– Возможно. Обращаться к классике нужно на протяжении всей жизни, каждый раз открывая для себя что-то новое, неизведанное. Как часто бывает, что литературное произведение помогает человеку решить какую-то кажущуюся неразрешимой проблему, изменить свое отношение к окружающему миру, сделать его чище, возвышеннее, добрее. Очень важно ребенку с детства привить любовь к чтению, чтобы оно стало одним из любимых занятий на протяжении всей жизни. Воспитать мыслящую, сопереживающую, готовую прийти на помощь другим людям личность.

– А что и кто помогает вам никогда не терять внутреннего запала, сохранять гармонию в душе?

– Все свое свободное время провожу в кругу семьи: жены Лилии и дочери Леночки, с родителями. Много читаю, занимаюсь спортом, принимаю участие в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?» и «Мозгобойня». И своим ребятам всегда говорю: ищите себя, развивайте свои способности, интересы! Время учебы – это благодатное время для самообразования, проб и ошибок. Не бойтесь искать себя в спорте, искусстве, науке. Пользуйтесь этой возможностью, пока она есть.

Р.S. Не всегда то, что кажется нужным и полезным, нам необходимо. И наоборот. Часто простые формальности играют в нашей жизни слишком значительную роль. По словам Виктора Игоревича, порой, чтобы что-то оценить по достоинству, нужно «попробовать это на вкус», а затем… потерять. Чтобы после с новой силой обратиться к своему «внутреннему человеку».

Александр СОЛОДКОВ.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: