Техника не подведет!

В начале прошлого века, когда зданий повышенной этажности еще не было, для эвакуации людей использовались простые раздвижные лестницы и веревочные спусковые устройства. Сейчас многоэтажные дома, промышленные и административные здания и сооружения большой высоты есть во всех крупных и не очень городах Беларуси. И если в них случается пожар, то в помощь спасателей будет пожарная автолестница.

Петр Александрович Ревуцкий – водитель пожарной автолестницы, служит в Мозырском ГРОЧС уже 18 лет. За годы службы прошел огонь, воду и все виды пожарно-спасательной техники, стоящей на вооружении мозырских спасателей.

После службы в армии, где получил водительское удостоверение, пришел в МЧС водителем. Участвовал в тушении пожаров различной категории сложности на территории  района, работая водителем автоцис-
терны первого и второго ходов, после чего пересел за руль автолестницы, которая пришлась ему по душе.

– Большой разницы между управлением автоцистерны и автолестницы (АЛ) нет, разве, что АЛ сложнее устанавливать, – поясняет Петр Александрович. – При установке АЛ на высоту учитывается много нюансов: это и сила ветра, и угол наклона относительно зданий, также крайне важно устанавливать АЛ на твердое покрытие или грунт с уклоном не более 6 градусов. Но сложнее всего приходится во дворах, которые часто заставлены личным автотранспортом, ведь для установки необходимо зафиксировать АЛ с помощью специальных опор.

В расчете пожарной аварийно-спасательной части № 1 Мозырского ГРОЧС стоит АЛ-30 на базе автомобиля МАЗ и высотой 30 метров.

Пожарная автолестница предназначена для доставки пожарного расчета к месту пожара и выполнения следующих работ: подъема пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара; эвакуации людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств; подачи огнетушащих веществ на высоту; как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения; для закрепления прожекторов и освещения места пожара; для подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.

Как видим, данная единица техники является незаменимой в работе спасателей. Чтобы сесть за руль автолестницы, мало иметь права категории «С», еще необходимо пройти специальные курсы подготовки и сдать квалификационный экзамен.

У нашего героя с этим проблем никогда не было. Петр с детства любил технику, а чтобы стать хорошим водителем, научился разбираться в устройстве автомобиля и чинить своими руками.

А вообще же для водителя МЧС важно не только идеально знать правила дорожного движения, но и обладать выдержкой, мужеством. Профессионализм водителя – это важная составляющая боевой готовности подразделений МЧС. Постоянное изучение района выезда позволяет выбирать кратчайшие маршруты к месту. Но доехать нужно не только быстро, но и безопасно, ведь если машина по дороге сломается, попадет в ДТП, то придется высылать дополнительную помощь.

Новая техника, суровые трудовые будни, дежурства сутки через двое – настоящая мужская работа. Петр Ревуцкий утверждает, что ни разу не пожалел о своем выборе.

– Мне это близко: порядок, дисциплина, постоянная готовность. Вот мы сидим сейчас, разговариваем. Но если будет вызов, менее чем через минуту расчет в полной боеготовности выедет на место.

– Какой выезд запомнился больше всего?

– Любой боевой выезд запоминается, – говорит водитель, – начиная от выезда на тушение сухой растительности до серьезного пожара с гибелью людей. Каждый выезд – новый опыт, ведь мы оттачиваем свое мастерство постоянно. Конечно, без волнения не обойтись: следуя к месту вызова, не знаешь, что тебя ожидает. Тяжело видеть погибших людей на пожаре. Но спустя время к этому привыкаешь. Сопереживание остается, но относишься иначе. В обратном случае работать становится очень сложно.

– Вы не знаете, что завтра ждет на работе. Как морально готовитесь к этому?

– Просто говорю себе, что на работе надо быть хладнокровным и не поддаваться эмоциям. Любой пожар или ЧП – это беда для людей. И чем меньше у нас поводов для работы, тем лучше.

– В чем для вас позитивные стороны профессии?

– Я горжусь своей работой, иду туда с радостью. Каждая дежурная смена не похожа на предыдущие. Мне интересна техника. Все машины разные, нужно знать их технические характеристики. Я всегда переживаю за ее состояние. Поэтому ежедневно проверяю ее работоспособность. В ней я уверен!

Когда нет вызовов, водитель вместе с другими сотрудниками занимается подготовкой. Это и теоретическое обучение, и отработка действий на практике. По словам нашего собеседника, скучно точно не бывает.

А вы знаете, что делает настоящий водитель, если никуда не нужно ехать? Настоящий водитель моет свой автомобиль. Когда мы приехали, пожарный МАЗ с автолестницей блестел настолько, что в пасмурную погоду было видно собственное отражение. Вот так бережно Петр Ревуцкий ухаживает за техникой, с которой идет по жизни долгие годы.

Смелость и мужество – постоянные спутники спасателей. Без тени сомнения войти в горящее здание, в задымленное помещение – их осознанный выбор. А лучшая награда не ордена и медали, а спасенные жизни.

Сергей БОРОВИК. Фото автора.