Народный календарь на 10-16 января

Продолжается праздничное время, веселые дни и чудесные вечера. На конец следующей недели приходится день святого Василия, он звался у нас просто «Васiллем». Теперь это тот самый старый Новый год, который мы неизменно отмечаем. Как правило, у нас елку до него не убирают. Снова готовятся «Оливье» и «Селедка под шубой». Что такое старый Новый год, никто не поймет, кроме нас. Если Новый — это и есть ожидание «нового» во всем и у всех, то старый Новый — это сплошная ностальгия. Традиция отмечать этот совсем не красный день в календаре передается и продолжает жить, пишет СБ.

13 января — «адданне» Рождества Христова, Васильев вечер, канун Нового года, «другая куцця, тоўстая i шчодрая».

«Шчодрым» назывался и сам вечер. Богатство стола должно обеспечить достаток, здоровье и благополучие на весь год. Но наши предки старались не превращать праздник в простую объедаловку. Даже за столом, среди «сямейнiкаў», разговоры, диалоги велись очень необычные. Они шли по старинному сценарию, направленному на здоровье и «дабрабыт», звучали как заговор. Молодежь устраивала шумные гулянья. В каждой деревне были свои талантливые «музыкi», поэтому скрипка, гармонь, бубен, трещетки и разные духовые инструмен­ты составляли оркестр. На улицах зажигали костры, повсюду были ряженые. Коза, медведь символизировали здоровье и плодовитость. Цыгане танцевали и ворожили. В «гурце хлопцаў» самого статного «дзяцюка прыбiралi на Шчадраца». Надевали яркую накидку‑плащ с пришитыми «званочкамi», тесемками, обрывками пестрых тканей и цветными ленточками. При каждом движении колокольчики позванивали, а ленты и тесемки развевались на ветру. На голове «Шчадраца» корона из яркой или блестящей бумаги, на лице — маска.

В помощниках по‑карнавальному одетые молодые ребята — «шчадраванцы». Такой веселый, яркий и звенящий «поезд» проезжал по всей деревне, останавливаясь возле каждого дома, стараясь обеспечить веселье для своих «аднавяскоўцаў». Девушки одевались во все праздничное. Выбирали самую красивую из своих «сябровак», ее называли «Шчодрай». Стайка таких красавиц со «Шчодрай» ходила от дома к дому. У каждого крылечка пелись «шчадроўкi» с пожеланиями «шчасця i дабрабыту».

14 января — «Васiлле», старый Новый год. Утром на «Васiлле» от дома к дому ходили удивительные гости — «гурты» маленьких мальчиков 6—12 лет. Особыми песнями поздравляли живущих в каждом доме. Осыпали «зернем» подворье, звучало: «Сеем, сеем, засяваем, з Новым годам паздраўляем!» Главным «подарком» юных гостей были песни и зерно, как символ жизни и круговорота всего живого в природе.

Наблюдали за погодой: небольшой снежок с утра обещал, что скоро снега прибавится, восточный ветер предсказывал сухое и жаркое лето, опасность засухи и лесных пожаров, а ветер с юга показывал, что и весна, и лето будут весьма прохладными и «умеренными», западный же давал знак, что унылые дожди могут быть до самой осени, северный — такие же долгие холодные дожди и даже «градабой». Легкий морозец со снежком считался хорошим знаком, обещая богатый урожай, здоровье для всех людей и домашней «жывёлкi».