Ольга Ласута: «Умышленная нерасторопность»

Число фур, скопившихся на границе с Латвией и Польшей, исчисляется тысячами. И их количество только увеличивается.

Эта канитель длится с апреля, с введения пятого пакета санкций, когда ЕС запретил российским и белорусским грузовикам въезжать на территорию Евросоюза. Ограничения не затрагивали автомобильные грузоперевозки фармацевтической, медицинской, пищевой и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Также осталось открытым автомобильное сообщение в гуманитарных целях.

Как информирует Белорусский погранкомитет, всего за минувшие сутки Литва запустила на свою территорию 39 % грузового транспорта от нормы, Польша – 51 %, Латвия – 66 %. Это капля в море. Наши соседи на протяжении многих месяцев демонстрируют свое хамство по отношению к простым людям, заставляя их сутками в мороз ожидать возможности пересечь границу.

Я не управляю автомобилем и уж тем более не дальнобойщик, но от мысли, что водители разных возрастов вынуждены жить в полевых условиях в подвешенном состоянии, как-то не по себе. И пусть в кабине уровень комфорта будет «люкс», все равно это не дом. Обычные повседневные бытовые и гигиенические процедуры им приходится совершать как получится. Или вовсе не совершать. Они фактически вынуждены жить в многокилометровых очередях, испытывая на себе все «прелести» скитаний вдали от семьи, от своих родных и близких.

Наблюдая за ситуацией из новостных сводок, создается впечатление, что польские и прибалтийские таможенники устроили между собой что-то вроде соревнования: кто из них больше фур соберет на пункте пропуска. Это больше смахивает на школьные подростковые игрища, когда в стремлении завоевать внимание и дружбу популярного ученика или ученицы остальные мальчики и девочки вытворяют мелкие пакости, третируя слабого. Но из-за слабого ума и недальновидности им невдомек, что последний только кажется таковым.

Если говорить более серьезно и искать аллегории в истории, то мысли невольно переносятся к ужасным событиям середины ХХ века. Мы до сих мешаем править миром западным политикам, они находят все новые и новые уловки дискредитировать нас или усложнить жизнь. Но забывают при этом, что их потуги бьют бумерангом по ним же и их гражданам. Искусственно создавая автомобильный коллапс в пунктах пропуска, они должны понимать, что своими действиями они наносят ущерб и экономике своих стран. Но пока что не понимают.

Здесь хочется опять привести сравнение. В то время, когда прибалты могли посетить нашу страну по безвизу, когда белорусские дальнобойщики вынуждены сутками выстаивать в километровой очереди, граждане Литвы и Латвии провозят на территории Беларуси наркотики и пневматическое оружие. То есть для прибалтийских таможенников никакой проблемы в этом нет? Или они работают «на отцепись»? А может, просто закрывают на это глаза? Вопросов много, но ответ один: наши водители стоят до сих пор, а с той стороны пропускают кого ни попадя.