Одна из сфер жизни, которая нуждается в юридической защите, – это права потребителей. В Беларуси не получится продать человеку кота в мешке, завысить цену или не выполнить гарантийные обязательства. Контроль за этим строгий. В эфире телеканала ОНТ заместитель начальника юридического отдела регионального общества защиты потребителей Виктория Нацевич рассказала, как в нашей стране защищают права потребителей.
Специалист отметила: каждый из нас хотя бы однажды покупал в магазине товары сомнительного качества: продукты, технику, косметику.
– Стоимость такого неудачного приобретения может быть от нескольких рублей до сотен, однако далеко не каждый старается разобраться в ситуации и вернуть свои деньги, – подчеркнули в эфире программы.
Интересы покупателей, заказчиков услуг защищают в региональном обществе защиты потребителей. Юристы этого общественного объединения консультируют, представляют пострадавших в суде и проводят независимую экспертизу качества товаров и услуг. В прошлом году за помощью обратились более 10 тысяч человек, в суд подали около 300 исков, почти все решения были вынесены в пользу пострадавших, отметили в эфире программы.
– Наша деятельность распространяется на все ситуации, которые регулируются законодательством о защите прав потребителей. Это все отношения, которые вытекают из возмездных договоров: купля-продажа, возмездное оказание услуг, договоры подряда и иные, – отметил председатель правления регионального общества защиты потребителей Дмитрий Малец.
Больше всего обращений связано с товарами ненадлежащего качества, обратил внимание специалист. На втором месте проблемы с оказанием услуг. Например, нарушение срока выполнения работы. Тема такая: заказчик вносит предоплату, которая указана в договоре, а исполнитель не укладывается в сроки, не выполняет свои обязательства, рассказали в эфире программы.
– Что же в такой ситуации должен делать потребитель? Первое – это составить письменную претензию, где он может требовать расторжения договора и возврата денежных средств, которые вносил по договору, компенсацию морального вреда, также может требовать возмещения неустойки за нарушение срока выполнения работ. Второе – после того, как он получил ответ на данную претензию, он имеет право обращаться в суд. В нашем же случае потребители обращаются в общественное объединение регионального общества защиты потребителей, и мы уже оказываем им правовую помощь, – рассказала заместитель начальника юридического отдела регионального общества защиты потребителей Виктория Нацевич.
Чтобы получить правовую помощь, причем бесплатную, нужно собрать всю возможную информацию: документы, чеки, вспомните, есть ли свидетели, найти переписку. Каждый случай индивидуален, и единого алгоритма действий нет, обратил внимание специалист.
Юристы уверяют: потребителям нужно защищать свои права даже тогда, когда проблема кажется незначительной, ведь это заставляет продавцов и тех, кто оказывает услуги, повышать качество товара или работы, заключили в эфире программы.