В последние годы стали обычным делом псевдонаучные дискуссии накануне Дня Победы, призванные умалить подвиг советского народа.
Началось все еще в годы перестройки, когда под лозунгами гласности и «восстановления правды» шла изощренная кампания: настойчиво протаскивался тезис «гордиться нечем, надо скорбеть и каяться», целью которой было внушить нашим народам чувства неполноценности, исторической вины, поставив наших героев и мучеников на одну доску с палачами и агрессорами – так легче потом управлять.
Все это хорошо продавалось на Западе, после чего начались откровения от иных нобелевских лауреатов. «Помните, у меня в книге «Время секонд-хенд» есть история про Розочку? Восемнадцатилетнюю еврейскую девушку прислали из Москвы, она была связисткой. С ней спали все партизанские командиры, а потом, когда она забеременела, просто пристрелили на опушке. Вся моя деревенская жизнь состоит из этих рассказов… Простые женщины легко рассказывали, что днем боялись немцев, а ночью – партизан. Партизаны-то еще и страшнее: немца можно уговорить, а партизана – никогда».
Оставим открытым вопрос, каким образом у белорусок получалось уговорить немцев, но актуален вопрос, что противопоставить этим «откровениям»? А то ведь в порядке вещей в иных сериалах «про войну» увидеть совестливых гестаповцев и милосердных эсэсовцев.
Можно пойти по пути соседней якобы демократической Польши, где законодательно запрещено напоминать об участии поляков в Холокосте. Особенно если вспомнить, что последний в истории Европы еврейский погром случился как раз в Польше и уже после войны. Как-то не горели желанием «многострадальные» поляки возвращать евреям имущество, разграбленное польским населением в течение войны. Причем озверевшие обыватели убивали и детей, и беременных женщин – эти факты документально зафиксированы.
Но более перспективным видится факт аргументированного разоблачения различных сенсаций, как в случае с «Розочкой». Когда-то произвели смятение в умах изыскания писателя-предателя Резуна-Суворова, что, дескать, это СССР планировал напасть на Германию, которой ну прям пришлось нанести упреждающий удар. Но за дело взялись эксперты-историки, на конкретных фактах разоблачившие эту ложь.
В частности, на территории присоединенной Западной Украины и Белоруссии строились аэродромы с бетонным покрытием, что дорого и долго по срокам. Для войны, раз уж собирались напасть, достаточно быстровозводимых грунтовых. Так и в нашем случае: просто напомнить, что радист – это штучный продукт, требующий длительной подготовки. Он должен, в частности, досконально разбираться в рации, уметь воспринимать на слух от 100 знаков в минуту. И в партизанский отряд он не на рейсовом автобусе приезжал – его с риском для многих жизней перебрасывали через линию фронта. Выживаемость отряда от работы радиста зависела не меньше, чем от таланта командира. Поэтому расстреливать радиста «под настроение» – да так никаких «Розочек» не напасешься! Не говоря уже о том, что каждая история должна быть верифицирована свидетельскими показаниями, иначе это просто треп из серии «мне соседка сказала, а она врать не будет».
Вот только для этого необходимы квалифицированные историки, которых сегодня в очевидном дефиците.
Надеемся, что уже в этом году в вузах на исторических факультетах начнется подготовка соответствующих специалистов.