Легко ли мозырянам даётся строительство собственного дома? Узнали из первых уст

891

Проблемы местных жителей, связанные с дорогами и водоотведением, неоднократно освещались в местных СМИ, и делегации застройщиков микрорайона Южный в том числе – нередкие гости на приемах всех уровней в райисполкоме.

Невыдуманные истории

«Если бы я знала, сколько мороки будет в этом микрорайоне, то лучше бы квартиру построила!» – в сердцах сказала одна из жительниц Южного на одном из приемов. Каково это жить здесь и сколько стоит свой дом построить, рассказывают встреченные нами обитатели этих краев.

На улице с названием Новая двое мужчин пенсионного возраста поведали диаметрально противоположные истории строительства индивидуального жилья. Итак, первый собеседник занимался покосом травы вокруг недостроенного двухэтажного дома. Похоже, только воспитание помогало сдерживать ему досаду и раздражение.

«Это все идея зятя была – построить свой особняк, – объясняет наш собеседник, сделав короткую паузу в работе. – Видишь ли, ему мой ухоженный дом нравится, вот он и решил мечту осуществить – такой же построить. А то, что своя хата ежедневной работы требует, это ему невдомек. Согласился бы на квартиру, так я бы уже давно ее оплатил. А так деньги уходят как в пропасть: чеки «Жилье», какие-то сбережения у его родных – а конца краю не видно. Пусть бы кто уже купил этот долгострой, чтобы хоть часть денег вернуть. Мой совет: если нет мощной финансовой поддержки, то, имея только зарплату, даже не стоит мечтать о своем доме».

Вторая история стала логичным продолжением первой.

«Много работал на российском Севере, так что деньги были, – вводит в курс дела спортивного вида мужчина. – Поэтому ни в какие кредиты не влезали. Чем проедать накопленное, решили в свой дом вложиться. Участок выделили как нуждающемуся в улучшении жилищных условий –впятером жили в «двушке». Строительство начали в 2014 году. Строили специалисты, я только контролировал. Все необходимые удобства: газ, электричество, водоснабжение – есть. Были проблемы со сдачей в эксплуатацию, потому что тогда не было канализации, пришлось рыть колодцы, но вскоре и городскую канализацию провели. Проект делали в организации из Калинковичей, потому что в Мозыре дорого. Предложили несколько вариантов, а потом выбранный нами подогнали под наши условия».


Обращает на себя внимание высокий цоколь дома – потопы точно не страшны.

«Знаете, этой весной заливало сильно, так, что даже под заборами с бетонными основаниями в полметра вода ходы пробивала, – рассказывает наш собеседник. – Что поделаешь: поднялась вода в реке – тут же поднимаются и грунтовые воды. Правда, детям лужи только в радость: внук постоянно просился поиграть там. Не отказывали. Отсутствие магазинов в шаговой доступности для нас не проблема. Через дорогу на сользавод есть «Светофор», ходим в «Родны кут» возле СШ № 16, сейчас вот магазин строят через дорогу от АЗС. Судя по размерам, там не только продуктовый универмаг будет. Мы с женой, похоже, единственные тут, кто без машины, зато любим пешие прогулки, так что походы за покупками не в тягость. Огорчает только, что цены на стройматериалы выросли, надо еще забор доделать. Но о строительстве дома не жалеем».

История прелестной мамы троих детей с улицы Киевской стала заодно набором полезных советов, или, говоря по-современному, лайфхаков.

«Идея построить свой дом вместо квартиры была моя, а воплощение – мужа, – улыбается милая женщина, в процессе беседы занятая малярными работами. – Стартовый капитал: продали дачу плюс деньги, подаренные на свадьбу. Соседям в этом плане проще: у них трое детей, они могут на строительство расходовать материнский капитал, а у нас на момент сдачи дома в эксплуатацию малышей было только двое, так что свой материнский капитал мы сможем потратить только через несколько лет на реконструкцию. Маленькая хитрость: все необходимое для стройки покупалось в рассрочку плюс карта «Халва». Были и потребительские кредиты сроком на 3 года.

Муж строил все сам – в интернете полно видео по всем видам строительных работ. Стройка длилась 5 лет. Для сложных работ обращался к специалистам, но это были его друзья и знакомые. Вообще, хорошую строительную бригаду сегодня найти сложно: у одних знакомых больше воровали, у других – меньше, зато в стоимость работ входил чуть ли не ежедневый опохмел. Проект заказали в Калинковичах, там дешевле, – по сегодняшним деньгам он обошелся в 200 рублей. Была единственная сложность: долго не утверждали проект, потому что дом стоит на лицевой стороне к дороге и вроде как должен выглядеть особенно красиво, желательно – двухэтажный. Если бы нам предложили кредит, мы бы согласились, но деньги были полностью наши, поэтому свой вариант отстояли.

Вообще, надо соизмерять желания и возможности: у нас, по сути, 3-комнатная квартира, просто комнаты и кухня намного больше, чем в многоэтажке, – но все же лучше, чем двухэтажный многолетний недострой.

Заливало водой нас наравне со всеми: наш участок был во всех репортажах местного телевидения (с улыбкой). Но 25 «МАЗов» земли решили и эту проблему. Так что очень довольны, что живем в своем доме». Добавим, что сейчас специалисты ОАО «Спецмонтажстрой № 180» ведут работы под названием «Внеплощадочные инженерные сети, сооружения и благоустройство индивидуальной жилой застройки микрорайона Южный» с целью обеспечить отвод вод с улиц, а ДРСУ № 186 кладет асфальт. Будем надеяться, что проблемы жителей этой части города найдут свое решение.

Информация к размышлению

«Микрорайон Южный никому не нужный» – нередко можно прочитать в соцсетях. Впрочем, приходилось слышать и раздраженно недоуменное: «А почему, собственно, Южный должен быть кому-то нужный?! Частный сектор: разве там силой или угрозами заставляли участки брать?»

Необходимо отметить, что коттеджная застройка – это западный стандарт жизни для людей с доходами заметно выше среднего. Дом за городом – работа в городе, поэтому обязательна своя машина, а в идеале – две, чтобы до нее добираться, по пути завозя детей в школу и детский сад. В Европе, как правило, в субботу и воскресенье магазины не работают, поэтому народ либо отправляется в кафе, бары и рестораны на обед и ужин, либо в пятницу закупается в товарных количествах, чтобы готовить самим. А раз есть личный транспорт, то различные гипермаркеты (моллы, гипермоллы) можно строить на окраинах – главное, чтобы была стоянка для автомобилей и тележки, чтобы довезти покупки до багажника.


Уже протоптана дорожка к магазину «Светофор», строит свой очередной полезный магазин ООО «Агроинторг». Не сказать, что шаговая доступность, но, с другой стороны, вспоминаются протесты жителей домов в Наровчизне против строительства магазина под лозунгом «А то будут алкаши собираться…» Можно, конечно, добиваться строительства школы, детского сада, торгового центра в шаговой доступности, но это уже, как нам кажется, будет не тихий загородный уголок.

Наверно, не у всех есть возможность отвозить детей в школы, но рядом есть остановка «МЭС»: с 7.00 до 8.00 курсирует несколько автобусов №№ 21, 22, 23, есть маршрутное такси № 40, так что в школы №№ 9, 11, 13, 16, а также в Козенскую школу можно добраться вовремя. Кстати, в Козенках есть еще и детская школа искусств.

Конечно, слабое утешение, но состояние дорог в районах индивидуальной жилой застройки – общая проблема для всей страны, достаточно сделать запрос в интернете. По действующему законодательству они могут быть только в песчано-гравийном исполнении. Остается надеяться, что будут повсеместно найдены способы решения этой острой проблемы.

Одна из особенностей Мозыря состоит в том, что он окружен полями сельхозпредприятий, а отчуждение земли сельскохозяйственного назначения происходит только по решению Президента. В планах есть развитие микрорайонов Южный-2, Дрозды-2, а также выделение участков в поселке Криничный, но это пока отдаленная перспектива.

Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: