Судьба – дама непредсказуемая: своенравная, капризная, а иногда и жестокая. Героиня нашего рассказа росла в крепкой и любящей семье, детство ее было безоблачным и счастливым. Отец, мать, два старших брата души не чаяли в маленькой Нине. Но с течением времени жизнь стала испытывать ее на прочность.
Нина Николаевна родилась в Велавске в 1954 году. Как и у многих сельских ребятишек того времени, обязанности у нее были четкие: хорошо учиться в школе и помогать старшим по хозяйству. Нина не отлынивала, напротив, ее пытливый ум требовал больше информации об окружающем мире. Ее интересовало, как же это отец вот так ловко с молотком управляется, как мать за швейной машинкой создает какую-то невероятную красоту, пусть даже это покрывало на кровать или предмет одежды, а тетина вышивка и вовсе завораживала.
«День могла сидеть и смотреть, как мама шьет, а тетя вышивает, как ниточка к ниточке ложится на полотно», – говорит Нина Николаевна и, улыбаясь, добавляет, что первой иголку в руки вручила все-таки учительница.
Понятно, мама, тетя опасались, что девочка может пораниться по неловкости и неумению, но ведь приобретать навык рукоделия нужно было. С тех пор вышивка – одно из любимейших хобби нашей героини.
Потом – окончание восьмилетки, поступление в Гомельский сельскохозяйственный техникум, и вот уже в 1971 году Нина Николаевна – дипломированный специалист, первым местом работы которого стал колхоз в Наровлянском районе.
Здесь она познакомилась со своим первым мужем. Через год сыграли свадьбу, а еще через год родилась дочь Жанночка. Первое потрясение случилось, когда малышке было только три года. Как оказалось, любовь мужа была не настолько крепкой – супруги развелись. Нина Николаевна с дочерью вернулась домой, устроилась экономистом в совхоз «Припятский». Судьба решила, что красивой молодой женщине, умной, хозяйственной негоже жить без мужского крепкого плеча, заботы и внимания, и свела нашу героиню с Владимиром Михайловичем. Супруги до сих пор живут душа в душу. Все тяготы и невзгоды переживают вместе, радости также делят пополам.
После свадьбы они решили попытать счастья в столице, однако душа не выдержала – и семья через год вернулась домой. Малая родина тянула назад, не отпускала. По возвращении оба устроились в совхоз: он – трактористом, она – экономистом. Хозяйство выделило семье сруб. Обустраивали его уже своими силами от крыши до внутреннего убранства.
Помимо всего прочего, супруги держали большое хозяйство: две коровы, два теленка, два поросенка, куры, 90 индоуток, 16 гусей. Соответственно, и хозпостроек было много для всей этой живности, которые надо было содержать в чистоте. Да и корма много требовалось, благо Владимиру Михайловичу на работе выдавали зерно, а картофелем засаживали целых 80 соток.
«Сейчас вспоминаю и даже не верится: как я со всем справлялась и везде успевала? Немыслимо. Мало того, что своих коров нужно подоить, так еще бежала к маме – там по хозяйству хлопотала, потом к дочери коров подоить. И все это до начала рабочего дня и три раза в день. Ни одного часа рабочего времени не украла, на работу приходила всегда вовремя», – рассказывает Нина Николаевна.
А вот с работы приходилось иногда и попозже возвращаться, и дома с бумагами допоздна засиживалась, за что муж не редко ругал – берег супругу.
Годы шли, жить было не то чтобы тяжело, но как сыр в масле не катались: зарплата – раз в полгода, бывало, и вовсе продукцией отдадут. Поэтому Нина Николаевна приняла решение сменить работу. Устроилась на полставки в библиотеку и на ФАП санитаркой, где фельдшером работала ее дочь.
Испытание
Самое жестокое испытание для любого родителя – потеря ребенка. Судьба не пощадила Нину Николаевну и отобрала у нее дочь. Ее солнышко, ее ласковый лучик. У Жанны уже был ребенок – сын Ярослав. На свет должен был вот-вот появиться второй, девочка. Но что-то пошло не так. «Скорая», экстренная перевозка из Мозыря в Гомель, авария, кома… Свет для Нины Николаевны, казалось, померк.
Эту главу своей жизни наша героиня рассказывала без надрыва, но боль, жгучая, пронзительная, чувствовалась на расстоянии. Как она пережила это опустошение, одному Богу известно.
Новый удар не заставил себя долго ждать: в 2015 году сын Вадим, хороший учитель и прекрасный человек, тяжело заболел. Ему сделали сложную операцию, но после он потерял слух.
«У меня было такое состояние, вы не поверите, голоса чудились. Думала: всё, с ума сойду. А внука вырастить, на ноги поставить? Муж, сын… Взяла себя в руки, но боль никуда не ушла».
А Ярослав вырос достойным человеком под крылом бабушки и дедушки. Отслужил в армии, отучился в Белорусском государственном аграрном техническом университете. Сейчас он сотрудник Мозырского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь.
Оказывается, его имя уже упоминалось на страницах нашей газеты. Зимой во время патрулирования Ярослав Пискун с напарником пришли на помощь девушке, провалившейся под лед на Припяти. Она выжила. Все это говорит о том, что правильное зерно когда-то было заложено. Благодаря бабушке и дедушке Ярослав вырос достойным мужчиной. Мама бы им гордилась…
Несмотря ни на что
Нина Николаевна по своей натуре – человек творческий, любящий красивое вокруг и создающий эту красоту. Усадьба семьи Качеля буквально утопает в разнообразных цветах.
«Всю жизнь меня окружают цветы. Урожай мог не вырасти, но они были всегда. Даже в школе, помню, на линейке я одна с букетом была, – рассказывает женщина. – Мама очень любила цветы. Когда она слегла, то папа, чтобы поднять ей настроение, нарвет цветов, принесет ей и поставит рядышком, чтобы она любовалась».
Владимир Михайлович добавляет: «В конторе совхоза «Припятский», помимо нее, еще женщины работали. Никому из них не нужны были те клумбы, а ей нужны». Поэтому неудивительно, что усадьба семьи Качеля – в списке участников ежегодного смотра-конкурса на лучшее подворье.
Не много сейчас есть людей, которые до сих пор отдают свою душу земле. Душа Нины Николаевны – в каждом цветочке, в каждом добром слове и поступке. Ее такой воспитали, такой она прожила жизнь. По-другому не получается. И сейчас ни муж, ни сын не оставляют ее наедине со своими творческими задумками. Даже если поначалу они противятся в чем-то, то спустя время отступают перед неутомимостью и энергией своей любимой женщины и всю оставшуюся работу делают сами.
Даже соседи стараются не отставать: многие возле своих калиток соорудили по несколько клумб, чтобы не только самим любоваться, но и других радовать яркой красотой.
«Не знаю, может, эти цветы и спасли меня когда-то», – задумчиво предположила Нина Николаевна.
Стоит еще упомянуть и о музее народного быта деревни Велавск, основателем которого была Нина Николаевна. Еще будучи экономистом в хозяйстве, она отправилась в командировку в Гомель.
«Оттуда нашу делегацию повезли с экскурсией в Ветковский музей. Я настолько поразилась увиденному, что подумала: неужели в нашей деревне нельзя создать что-то подобное?» – рассказывает женщина.
Эта мысль получила продолжение, когда Нина Николаевна уже работала библиотекарем. Ходила по дворам, спрашивала, рассказывала, собирала. Бывало, зимой санками волокла ступы, кадки и прочее.
«Зима, холод, а я нагрею воды и отмываю порошком все экспонаты, чтобы чистенькими поставить на полку, – рассказывает наша собеседница. – А когда открывали музей, собралось очень много сельчан. В том числе и тех, кто пожертвовал для музея свою семейную память, ведь той же ступой или прялкой когда-то пользовались мамы, бабушки, прабабушки».
Нина Николаевна – пример того, как, несмотря на горе и все невзгоды, человек может выстоять благодаря поддержке и любви родных людей. Как душа излечивалась создаваемой вокруг красотой.
Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.