Путешествуем по Беларуси. Наш внештатный автор – в деревне Рубежевичи

30

Не сидится нам дома, и вот мы снова отправились в дорогу. На этот раз наш путь лежал в деревню Рубежевичи, которая расположена в нескольких километрах от города Дзержинска (Минская область) и славится своим костелом и экскурсоводом.

Название поселения говорит само за себя: Рубежевичи – это приграничная территория, которая после последнего раздела Речи Посполитой принадлежала Российской империи, а с 1918-го по 1939 год входила в состав Польши.

На территории поселка когда-то находился костел Святого Антония, который был передан православной церкви. Но 8 тысяч верующих остались без своей святыни. Житель села Анатолий Тур, почитаемый сельчанами и сейчас, преодолев многочисленные испытания (за самоуправство был даже сослан в Сибирь), все-таки заложил первый кирпич будущего костела в 1907 году. По указанию царя на строительство было отведено всего 4 года. Польский архитектор сделал пышный проект будущей святыни. Но люди понимали, что если они не успеют, то не обретут храм, поэтому идею упростили. В 1910 году костел Святого Иосифа распахнул свои врата.

Жители деревушки очень гордятся тем, что их костел ни разу не закрывался, даже во время войн, и всегда использовался только по назначению.

«Место у нас здесь очень намоленное, – поделилась с нами наша провожатая Ромуальда Игнатьевна – женщина с характерным польским акцентом и очень тонким красивым мелодичным голосом, необычным для ее посеребренных волос. – Строился храм с великой верой. И до 1939 года основными меценатами костела были помещики Ленские. Помним. Гордимся».

До сих пор в Рубежевичах живет правнучка Анатолия Тура, умершего в 1907 году, – Янина. Ей сейчас 96 лет. Еще один его правнук, житель Польши, также долгое время помогал костелу. Упомянула Ромуальда Игнатьевна и о ксендзе, который прослужил при ней в костеле 30 лет и похоронен теперь рядом.

«В жизни надо много работать, много учиться, много молиться, – часто говорил он. – Не завидуйте тем, кто живет лучше вас. Во-первых, зависть – один из семи смертных грехов. Во-вторых, вы никогда не догоните этого человека. Назад обернитесь. Сколько живет людей хуже вас: и калеки, и больные, и беспомощные. Помогите кому-нибудь из них, и вы почувствуете, как станет легко вам и тому, кому вы протянули руку. Задайте себе вопрос: что значит жизнь моя в этом свете? Моя жизнь здесь – это только миг. Кому-то Бог отмеряет это мгновение долгим, а кому-то очень коротким. И в этом мгновении у каждого из нас есть моменты. Надо радоваться каждой минуте жизни. Вечером мы говорим Богу спасибо за день, за каждый миг. И завтра он нам даст новый день и новые прекрасные секунды».

Наш вход в храм приветствовал орган, привезенный в далеком 1929 году из Вильни. Звучит он здесь каждый день. И всякий, кто посещает эту святыню, получает поддержку и никогда не бывает осуждаем. В костеле хранится икона Божией Матери Остробрамской, переданная в дар матерью Янки Купалы – Бенигной Луцевич, родившейся, по словам экскурсовода, в 3 километрах отсюда, которая сама была из старинного интеллигентного верующего шляхетского, но обедневшего рода.

Поразило, как эти люди, которых осталось 130 человек в селе, чтят свои традиции, с уважением и благоговением относятся к своим корням и истории. Ведь костел, по словам прихожан, существует только на пожертвования. И даже зимой в нем нет отопления.

У входа на деревенское кладбище, расположенное чуть поодаль, нас встретил камень-валун с табличкой «На этом кладбище похоронены родственники Янки Купалы Волосевичи». Мы с интересом пошли искать их последнее пристанище, одновременно встречая могилы еще дореволюционного периода, без оград, с памятными крестами. Почти все они подписаны на польском языке. Однако местный житель, наблюдавший за нашими поисками, объяснил, что могилы эти не сохранились – это уже становится легендой.

Во времена Великой Отечественной войны на территории поселка Рубежевичи было создано еврейское гетто, где погибло около тысячи человек. Было очень интересно узнать, что мировые голливудские звезды первой величины имеют белорусские еврейские корни. Среди них – Кирк Дуглас, родители которого из Чаусского района Могилевской области. Харрисон Форд (мать-еврейка, эмигрировавшая из Минска), Майкл Дуглас, Стивен Сигал, имеющий еврейских бабушку и дедушку по отцовской линии из Минска и Петербурга, Скарлетт Йоханссон, чья мать из белорусских евреев.

Уверена, нам есть чем гордиться. Немного неловко, что мы прекрасно знаем достопримечательности Лондона, Парижа, Мадрида, но не представляем, какие шедевры находятся рядом с нами в нескольких часах езды.

Поблагодарив гостеприимных хозяев местной достопримечательности, тронутые до глубины души и задумавшиеся, мы отправились в сторону Сулы. Но об этом – в другой раз.

Людмила ЛИПНИЦКАЯ,
внештатный автор.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: