На этот и многие другие вопросы отвечает директор проектно-изыскательского унитарного предприятия «Институт Полесьепроект» ОАО «Полесьестрой» Игорь Мамосуев.
Надо подумать
– Стоит ли ожидать каких-либо архитектурных перемен жителям Пхова и станции Мозырь?
– Мне всегда нравился микрорайон Заречный с его особой атмосферой. Поэтому больше склоняюсь к идее реконструкции и модернизации имеющегося здесь жилищного фонда, что позволит не только поддержать жилищный фонд в удовлетворительном техническом состоянии, но и предполагает значительный социально-экономический эффект. Хотя подобные меры не исключают возможности нового строительства в этом микрорайоне, разумеется, невысокой этажности.
В микрорайоне Железнодорожный нам в партнерстве с коллегами из ОАО «Институт Белгоспроект» удалось реализовать проект 9-этажного жилого дома. Наш институт проектировал подъездные дороги, парковки, инженерные сети. Работая над проектом, мы столкнулись с некоторыми проблемами существующих инженерных коммуникаций.
Поэтому придерживаюсь мнения: для обеспечения потребной мощностью дальнейшего строительства сносить местные бараки и застраивать эту часть города надо постепенно. Тем не менее, движение уже начато – первый шаг сделан! Надеюсь, будет и второй, и третий.
– Особая архитектура этих районов заставляет поговорить и о теме сохранения исторического облика города. Иногда создается впечатление, что люди впадают в крайность, считая каждый старый дом непременно историческим и достойным сохранения. Как проектировщики смотрят на эту проблему?
– Наиболее значимое наследие, в том числе памятники архитектуры и градостроительства, взятое под охрану государством, включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. И, естественно, каждый из нас несет ответственность за сохранение этого наследия. Долг проектировщика – разработка проектных решений, а также строительных и реставрационных технологий для сохранения и приспособления к современным условиям памятников архитектуры и исторической градостроительной среды. Это не просто громкое заявление, а кропотливый труд специалистов, имеющих соответствующее разрешение, выданное Министерством культуры Республики Беларусь. Хочется отметить, что институт имеет в своем штате таких специалистов.
Однако многие памятники могут исчезнуть навсегда из-за обременений, которые сегодня налагает Министерство культуры на людей, желающих приобрести подобные объекты. На мой взгляд, требование полностью восстановить объект чуть ли не в первоначальном виде не всегда выполнимо. Поэтому для сохранения исторических объектов необходимо находить некий компромисс, помня, что при реконструкции здания вполне реально сохранить фасад и внешний облик, но восстановить еще и «дух эпохи» не всегда реализуемо.
– Какие дома нужны Мозырю? У людей – разброс желаний от небоскребов до двух-, трехэтажной застройки…
– Городу нужно комфортное жилье, рассчитанное на массовый сегмент. Другими словами, жилье, обеспечивающее людям комфортное существование, исходя из их доходов и предпочтений.
Уверен, что типовые проекты серии Моз90, которые мы используем при проектировании многоквартирных домов, полностью удовлетворяют перечисленным требованиям. Еще один аргумент в пользу этой серии: ее выбирают как минские, так российские застройщики. В настоящее время ОАО «Мозырский домостроительный комбинат» реализует в Калуге проект 19-этажного жилого дома, разработанный с нашим участием.
Известная в Беларуси компания-застройщик ведет с нашим институтом переговоры о заключении договора на разработку проектно-сметной документации с привязкой типовых проектов серии Моз90 для строительства домов по проекту застройки целого микрорайона в г. Минске. Деловым людям эта серия представляется идеальной с точки зрения известного соотношения цена/качество.
– Начата реконструкция старого моста, в связи с чем изменились маршруты городских автобусов. На ваш взгляд, какие новые автомобильные трассы нужны в Мозыре? Если бы существовала дорога от улицы Ульяновской через Курган к автовокзалу, то движение транспорта можно было бы организовать более рационально…
– Чтобы выйти на уровень создания этой транспортной развязки, нам надо бы прирасти в населении и плотности застройки. На настоящий момент острой нужды в этой магистрали по транспортной загрузке нет – ее строительство предвосхитит события.
Хотелось бы, чтобы подход при строительстве дорог был сориентирован на человека: при планировании новой автомобильной трассы надо помнить, что мы не «средства осваиваем», а создаем комфортные условия для проживания людей.
Проектировщики всё четко прописывают на бумаге, но когда начинают выхолащивать содержание, то получаем, к примеру, микрорайон Южный. Изначально в проектной документации были предусмотрены дороги в асфальтовом исполнении, а по факту в микрорайоне Южный их нет. После дождей они превращаются в реки грязи, а городские жители едва могут пробраться по грунтовой каше к своим домам. В результате местные власти засыпаны жалобами, и людей можно понять. Стремиться к лучшему – их естественное желание! И естественным будет их желание переехать из родного города в столицу или областной центр, где проблем с дорогами не существует.
Народ хочет знать…
– Почему в районе между ТЦ «Мартин» и Лельчицким шоссе мало зеленых насаждений?
– Нормативы в области озеленения для населенных пунктов устанавливаются в технических нормативных правовых актах и применяются в обязательном порядке при разработке градостроительных и строительных проектов. Согласно проектной документации, высаживаются деревья и кустарники, многолетние растения и газонная трава.
Озеленению города уделяется большое внимание коммунальными службами. Другой вопрос: как потом это сохраняется? Физически невозможно уследить за каждым насаждением, поэтому многие из них погибают.
Считаю, что мозыряне не должны оставаться в стороне от этой проблемы, и вопрос «Почему у нас нет деревьев?» каждый должен задать в том числе и себе. Почему бы не проявить гражданскую инициативу: организовать жильцов дома и провести так называемую «зеленую» акцию. Элементарное проявление социального иждивенчества: считать, что государство нам должно, потому что «я плачу налоги».
– Появятся ли велодорожки по маршрутам автобусов №№ 4 и 14?
– Все новые микрорайоны сегодня имеют велодорожки – это обязательное требование. В существующих микрорайонах для того, чтобы они появились, надо реконструировать дорожную сеть с выделением велодорожки. И обязательно вносить это требование в задание на проектирование.
– Жалуются, что изготовление проектов у вас обходится дороже, чем в других проектных учреждениях…
– Во-первых, на рынке проектных услуг в нашем регионе «Институт Полесьепроект» единственный, а желающих получить наши услуги по разработке проектной документации очень много. Однако институт ни в коем случае не выступает как монополист, назначающий за свои услуги любую цену, которую только выдержит рынок. Мы – государственная организация, ценообразование которой контролируется экспертными органами. Более того, мы всегда ищем возможность минимизации цены для заказчика.
Во-вторых, все крупные торговые объекты в Мозыре проектировались нашими специалистами для бизнесменов, которые, поверьте, умеют считать свои деньги. И этот факт говорит сам за себя.
В-третьих, нам уже не раз приходилось корректировать, а иногда полностью перерабатывать «недорогие» проекты. В итоге «экономные» заказчики заплатили дважды.
Коллектив: создать и сохранить
– Насколько «Институт Полесьепроект» оснащен в кадровом отношении, чтобы все намеченное и новые планы воплощать в жизнь?
– Мозырь – один из немногих городов Беларуси, в котором есть проектный институт. А в полесском регионе «Институт Полесьепроект» практически единственный, обеспечивающий проектной документацией объекты строительства первого–четвертого классов. Написать историю градостроительства не только в регионе, но и за его пределами под силу лишь большому коллективу профессионалов, преданных своему делу. Сегодня в нашем институте трудятся уникальные специалисты, основными принципами работы которых – высокое качество проектирования, комплексное решение задач, соблюдение принципов деловой этики и постоянный профессиональный рост.
Для развития предприятия важно сохранить имеющийся опыт, передать его молодому поколению и сгенерировать с новыми знаниями. Поэтому мы уделяем серьезное внимание притоку молодежи в наши ряды. Помогаем молодым специалистам адаптироваться в коллективе и оказываем своевременную помощь в профессиональном развитии. Правда, квалифицированные специалисты, пройдя у нас хорошую школу, стараются найти высокооплачиваемую работу в крупных городах республики.
Чтобы институт развивался и наблюдался приток кадров, я, как руководитель, ищу новые эффективные системы мотивации. Они включают в себя не только денежное вознаграждение, а у нас сегодня достойный уровень заработной платы, но и постоянное обучение, профессиональный рост, медицинское страхование и другое.
Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.