Каким быть местному самоуправлению?

610

По поручению Президента создана рабочая группа по укрупнению районов Республики Беларусь.

Сегодня Беларусь сохраняет административно-территориальное деление БССР. Нынешнее устройство определяется Законом об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь от 5 мая 1998 года. Согласно ст. 6 Закона территория делится на области, города, районы, сельсоветы. В настоящее время в Республике Беларусь 118 районов, 10 городов областного подчинения (из них 5 являются областными центрами, 3 — районными центрами, а также Жодино и Новополоцк). Также имеются поселки городского типа, которые не дотягивают до статуса городов (население менее 6 тыс. человек). На протяжении 20 лет наблюдается тенденция перевода городов из областного подчинения в районное. В их число попал и г. Мозырь, поэтому можно сделать определенные выводы, что это дало нашему региону.

И самый очевидный вывод: улучшилось заметно технико-экономическое состояние района. Часто приходится встречаться и дискутировать с представителями прежней районной администрации. Многие осторожно относятся к  вопросу административно-территориальных изменений, предпочитая старый принцип: «Одна-две деревни – это колхоз». Но сама жизнь показала, что это правило устарело. Да, и при такой модели Мозырский район не был дотационным и на хорошем счету в области и республике, но вряд ли бы достиг таких показателей, при которых он первый в области и один из лучших в стране. В настоящее время наши сельхозпредприятия демонстрируют уверенную поступь в производстве продукции, даже считающийся отстающим «Осовец» показывает положительную динамику. Это говорит о том, что Совет депутатов, исполнительная власть района в тесной связке выбрали правильный курс после объединения города и района, наращивая производственный потенциал.

По моему мнению, объединение районов в областях при умелом подходе может дать положительный результат. Конкретный пример: сегодня практически все земельные ресурсы в Наровлянском районе принадлежат (аренда) Мозырскому району. Наровля — город районного подчинения, население около 8 тысяч человек (весь район – менее 11 тыс. человек), райисполком со всем штатом функционирует. Но если наша цель — качественная оптимизация госаппарата и численности госслужащих, то этот район необходимо присоединить к Мозырскому. В перспективе – Ельский район с населением менее 16 тыс. человек, но опять-таки с обязательным штатом госслужащих. Эти территории не сильно преуспевают в экономическом развитии, дотационные, а это и наши с вами деньги в виде налогов. Не сомневаюсь, что в масштабах страны в пользу присоединения слабых районов к сильным есть масса аргументов. В 56 районах имеется только одно городское поселение, в 38 – по два городских поселения – по сути это территория вымирающих деревень с небольшим райцентром. С людьми ничего плохого не случилось: переехали в крупные города, где и работу найти проще, и «удобства» в доме,  а не во дворе.

Хочется обратить внимание на проблему трудоустройства на селе – этот вопрос рассматривался на последней сессии районного Совета. Управление по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома с осторожным оптимизмом оценивает ситуацию в городе, цифры показателей выглядят неплохо. Но в деревнях настораживают многие моменты. Нередко молодежь и даже среднее поколение остаются без работы, есть и те, кто вообще не хочет  работать, предпочитая жить за счет родителей и бабушки с дедушкой. Так что райисполкому, сельским исполкомам, депутатам есть над чем работать.

Предстоящая реформа задумана для улучшения демографической ситуации, призвана выравнять районы по размерам и численности, сократить отток населения в областные центры и столицу. При этом оптимизируется штат госслужащих и «людей в форме». Но что же будет с областным звеном управления?

В прошлой статье я высказал такую мысль: областное звено управления должно быть связующим звеном райцентров, поселков и так далее. Но сегодня в областном исполкоме действуют комитеты и управления по труду, занятости и социальной защите, сельского хозяйства, экономики, экологии, идеологии, образования, спорта и туризма, здравоохранения и т.д. Но ведь эти структуры уже есть в районных исполнительных комитетах. Получается, что областные звенья выполняют посреднические функции (как коммерции, что ведет в итоге к удорожанию товара, и чем больше посредников, тем выше цена) между министерствами. Рискну привести пример из смежной области. В соседней России прошла военная реформа, суть которой даже не в перевооружении новейшим оружием, а в преобразовании системы управления – сокращение передаточных звеньев. Это дало возможность радикально сократить время прохождения приказов и распоряжений между воинскими частями и штабами, в разы повысив оперативность и управляемость, и сегодня мы видим, что российские вооруженные силы вышли на качественно новый уровень боеготовности.

Нечто подобное должно произойти и в гражданской сфере, связанной с местным само-
управлением. Вся вертикаль власти должна переместиться в регионы, а у руководства областей должен быть сильный аналитический отдел, состоящий из специалистов: экономисты, юристы, проектировщики, финансисты и проч. – каждый из которых действует в своей сфере. В итоге это приведет к экономии бюджетных средств, а это —  зарплата бюджетников, повышение зарплат госслужащим не за счет средств бюджета.

Хотелось бы выделить главные цели этой реформы. Первое: обеспечение автономии местных органов власти – шаг к реальному самоуправлению на местах. Второе: реальная полнота власти местного представительного органа (Совет депутатов), избираемого путем всеобщих прямых выборов. Именно этот орган должен определять и формировать структуры управления (райисполкомы, отделы и т.д.). В микрорайонах (в Мозыре их 10) ведущую роль должны играть КТОСы (комитеты территориального общественного самоуправления) – вся работа с населением, молодежью по месту жительства должна вестись через них. При этом КТОСы должны иметь статус юрлица и господдержку.

Возможен упрек: «Еще одна над  стройка появляется…» Но для успешной работы с населением по месту жительства необходимо участие государства и самого населения. Напомню, что в советские времена 2 % от коммунальных платежей отчислялись на работу с населением (так называемые идеологические комиссии в микрорайонах). Признаюсь, что не уверен, что КТОСы смогут долго и эффективно работать только на энтузиазме активистов-общественников и без средств к существованию. А еще КТОСы должны зарабатывать сами, занимаясь хозяйственной (не коммерческой!) деятельностью. А если вспомнить, что население состоит из наших с вами детей, внуков, неопределившейся в своих стремлениях и модели поведения молодежи, то эти 2 % не покажутся чрезмерной суммой.

Тем более, что уже есть позитивные примеры. При участии КТОС микрорайонов Молодежный и Славянский, фонда Льва Сапеги появились спортивные тренажеры на бульваре Юности. Такая форма управления помогает решить многие вопросы на местах – люди должны сами участвовать в управлении своей территорией, тогда будет и результат.

И главное: к процессу реформы управления должна подключиться вся вертикаль, депутаты всех уровней, а еще большую роль в этом должны сыграть рядовые граждане. Ведь нам с вами жить и работать на нашей земле, создавая себе и потомкам комфортную среду обитания в каждом населенном пункте.

Николай ГАЙДУКОВ, депутат районного Совета депутатов, председатель КТОС «Малининский».

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: