Мы спросили у педагогов, кто и как повлиял на их выбор профессии

В связи с Днем учителя мы попросили некоторых педагогов и студентов педагогических специальностей ответить на следующие вопросы:

1. Кто и как повлиял на выбор вами профессии педагога? Довольны ли вы своим выбором?
2. Реализовали ли вы себя как учитель? (Как собираетесь реализовать себя как учитель?)
3. Что считаете ценным в работе учителя?
4. Что, на ваш взгляд, принесет вам новый учебный год?

Крук Барыс Аляксеевіч, дэкан факультэта дашкольнай і пачатковай адукацыі Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна:

– Мой выбар настаўніцкай прафесіі быў невыпадковы, і цяпер магу сказаць упэўнена, што ён быў свядомы, бо вырас я ў асяроддзі настаўнікаў і прыйшоў у ВНУ пасля службы ў арміі. Педагогам была мая маці, Ірына Аляксееўна, якая больш за 40 гадоў настаўнічала на Петрыкаўшчыне, выкладала беларускую мову і літаратуру ў школе. Спачатку я паступіў на філалагічны факультэт Мазырскага педагагічнага інстытута, які скончыў з адзнакай, і быў размеркаваны ў Петрыкаўскі раён. Так стаў настаўнікам беларускай мовы і літаратуры ў Брынёўскай сярэдняй школе… Гэта, думаю, былі лепшыя і незабыўныя настаўніцкія гады. Школай захапіўся цалкам, праца з вучнямі прыносіла задавальненне, і я быў рады таму, што сутыкнуўся з новымі цікавымі неабыякавымі настаўнікамі і змог папоўніць сябе новымі ідэямі.

Ужо ў першыя гады сваёй працы я імкнуўся будаваць навучальны працэс нестандартна і цікава. Вельмі многа чытаў вершаў вучням на памяць, што ім вельмі падабалася. Гэта былі творы Я. Купалы, М. Багдановіча, П. Панчанкі, П. Броўкі, М. Танка, А. Пысіна, Я. Янішчыц, А. Лойкі і многіх іншых паэтаў.

У школе я працаваў 6 гадоў. І гэты вопыт настаўніцкай дзейнасці мне спатрэбіўся, калі мяне запрасілі працаваць ва ўніверсітэт. Самым каштоўным у працы настаўніка, лічыў і лічу сёння, з’яўляецца яго ўвага да вучня і павага асобы дзіцяці, бо толькі гэта, на мой погляд, дае магчымасць выхоўваць самастойную асобу вучня. А кампетэнтнасць, дасведчанасць
настаўніка – штодзённае імкненне да новых ведаў – і раней, і цяпер – абавязковыя кампаненты, без якіх не можа быць настаўніка.

Зараз я дацэнт кафедры спецыяльнай педагогікі і методык дашкольнай і пачатковай адукацыі, кандыдат філалагічных навук, дэкан факультэта. За час маёй прафесійнай дзейнас-
ці – настаўніка і выкладчыка – адбылося многа розных змен, але нязменнай была і будзе адданасць той справе, якую выбраў сам – прафесіі педагога.

Новы навучальны год для мяне незвычайны: унук Аляксей стаў першакласнікам. Няхай гэты год і кожны дзень яму і ўсім першакласнікам прыносіць радасць, задавальненне і ад звычайных урокаў, і ад школьных святаў. Каб яны не расчараваліся ў вучобе, а сумавалі па настаўніцы і школе.

Жадаю ўсім настаўнікам здароўя, цярпення, быць неабыякавымі да справы, якой займаюцца, зычу аптымізму, прафесійнага росту, заўсёды быць дарадчыкамі сваім вучням.

Троян Сергей Вячеславович, директор СШ № 15:

– Выбором профессии доволен. Это мое. Профессию люблю, ценю и требую уважения к ней. Выбор определялся и случаем, и влиянием, и призванием, как бы громко это ни звучало. У меня были замечательные учителя в школе и великолепные педагоги в институте. Мне в этом повезло. Низкий им поклон! В целом как учитель я состоялся. Но если сказать, что реализовал себя полностью, то не стоит идти в класс. У учителя всегда должны повышаться планка и уровень, которых надо достигать и к которым необходимо стремиться.

Ценным в работе учителя считаю образованность, интеллигентность, порядочность, профессионализм, стремление к творчеству. Это основа учительской профессии. Но главное – любить детей и жить для них. Любить всех: и добрых, и вредных, и умных, и тех, у кого не всё получается. Любить самых разных. Тогда успех в работе учителя будет обеспечен.

Уверен: новый учебный год даст импульс дальнейшему развитию школы, творчества учителей, новых идей, их реализации и стабильности. Очень хочется, чтобы дети оправдали надежды своих родителей, чтобы у них все получалось, чтобы реализовались мечты наших выпускников.

Ваврыкив-Крышковец Елена Федоровна, заместитель директора по учебной работе СШ № 9:

– Почему я стала педагогом? Еще в детстве играла «в школу», проверяла тетради младшей сестры. Да и тетя моя родная, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем начальных классов, постоянно твердила: «Что ты еще думаешь! Самая лучшая профессия в мире. Где ты еще сможешь работать полдня в тепле, красиво одетая, да ещё и все лето быть в отпуске?» Наверное, у неё, учительницы сельской школы в 70-е, 80-е годы, эта сторона жизни учителя была определяющей, ну или немаловажной – точно.

Когда я училась в 10 классе, идти в пединститут не думала. Хотелось чего-то связанного с экономикой. Но развал Советского Союза внес свои коррективы в мое самоопределение. Родители взмолились: «Ну, куда ты поедешь?! Вон в Мозыре институт – туда и иди». Так я и сделала, о чем ни разу не пожалела. Закончила с отличием и степенью бакалавра факультет педагогики и методики начального обучения.

Реализовала ли я себя как учитель? Считаю, что да. И здесь самое важное не то, что я учитель высшей категории, что есть участие в конкурсе «Учитель года», публикация конспектов уроков, а то, что все мои ученики стали хорошими людьми, что, случайно встречаясь со своими бывшими учениками, их родителями, нам всегда есть о чем поговорить.

Ценным в работе учителя считаю возможность общаться с «будущим»: каждый новый выпуск начальной школы – это дети другого поколения, дети с другими возможностями. И я радуюсь за них: у них впереди столько дорог, столько открытий!

Верю: новый учебный год порадует наш педагогический коллектив отличными результатами. Надеюсь увидеть новых «звездочек» среди 160 первоклассников, пришедших учиться в нашу школу.

Драгун Любовь Андреевна, студентка 4-го курса специальности «Начальное образование» МГПУ им. И. П. Шамякина:

– С раннего возраста я хотела стать учителем и практиковалась на своих младших сёстрах: учила их читать, рисовать и писать. Желание учить, видимо, заложено во мне от природы. Оно жило во мне постоянно. Уже после 9 класса хотела поступать в педагогический колледж, но родители отговорили: маленькая еще.
В 11-м классе прочитала книгу Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Она была для меня сказкой о школе. Я с жадностью вчитывалась в строки об удивительных опытах обучения детей грамоте, организации творческой работы школьников. Сухомлинский учил детей видеть необычайное в обычном. В капельке росы отражается солнце. Как здорово сказано! Это было так живо, увлеченно, поэтично! Сомнений не было – быть учителем.

И когда настал момент выбора профессии, я подала документы в Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина. И сейчас нисколечко не жалею об этом, так как мне очень нравится не только постигать тонкости методической науки на лекциях и практических занятиях, но и работать с детьми, находить с ними общий язык.
Очень хочу в будущем полностью реализовывать себя как учитель. Для этого изучаю много методической литературы.

Самое ценное в работе учителя – это общение с детьми, так как от них можно узнать много интересного, а еще нужно стараться идти с ними нога в ногу.
Сейчас я прохожу преддипломную педагогическую практику в СШ № 9. Сразу отмечу, что здесь работает слаженный педагогический коллектив. Мне очень нравится каждый день приходить во 2 «Д» класс и проводить там уроки. Дети меня понимают, выполняют все необходимые задания. А я стараюсь, чтобы им на уроке было интересно, чтобы им хотелось учиться.

В этом учебном году я заканчиваю университет. С нетерпением жду дня, когда нам вручат дипломы о высшем образовании – подтверждение нашей профессиональной зрелости. Я верю: в работе учителем у меня всё получится.

Подготовил Алексей Солохов, доцент МГПУ им. И. П. Шамякина.