Малолетняя узница Анна Федоровна Лаврук – об испытаниях, выпавших на ее долю

17

Приблизился День Победы. Мы помним о нем, о подвигах солдат и перенесенных тяготах народа круглый год, но именно 9 Мая все вместе благодарим тех, кто подарил нам мирное будущее.

Сложно представить всю боль, трудности, потери, которые пришлось пережить людям в те времена. Вот что нам рассказала малолетний узник Анна Федоровна Лаврук.

«Когда началась война, мне исполнилось 13 лет. Родилась и жила в Воронежской области. Мой отец сперва окончил школу, а затем дорожно-строительный техникум. После был занят на стройке дороги Москва–Берлин. Старшая сестра окончила 6 классов и тоже пошла работать на стройку. Был еще младший брат. Но он погиб в начале войны.

Утром 22 июня 1941 года, когда я проснулась, увидела, что мама плачет. Я спросила: «Что случилось?». Она сказала, что началась война. На следующий день всех вызвали в военкомат. Пришлось 12 километров ехать на повозке. Папу сразу забрали в армию. На третий день их всех посадили в вагон и отправили на фронт. Я к тому времени работала в местном колхозе.

Спустя некоторое время к нам в деревню пришли немцы. Часть жителей согнали в церковь, а нас не успели закрыть, так как начался массированный обстрел. Все бросились врассыпную. Я побежала к оврагу, где были меловые горы, чтобы хоть как-то укрыться от бомбежек. Ведь если бы попало – погибла, а так, Слава Богу, пролетело мимо. После завершения обстрела всех выживших немцы собрали вместе и приказали двигаться вперед, куда скажут. Того, кто отклонялся от группы или пытался убежать, расстреливали на месте. У моей двоюродной сестры была девочка трех лет. Когда мы шли мимо поля, где цвели васильки, девочка побежала к цветам. А дедушка кинулся за ней, чтобы догнать ее. Немец это увидел и выстрелил в него.

Фашисты гнали нас колонной, по 8 человек в ряд, под усиленным конвоем по сторонам, через каждые 10–15 метров шли конвоиры с автоматами, а в голове и в хвосте колонны по два–три автомобиля со станковыми пулеметными установками. Есть и пить нам не давали. Попадались по дороге кучи картофеля, выбранного из земли колхозами, так мы на него набрасывались, набирая в карманы или сумочки, не обращая внимания на запрет конвоя. А они, изверги и звери, кололи нас на этой картошке штыками. По нам стреляли из автоматов, а мы не уходили, набирали картофель. Кто-то из местного населения предлагал хлеб, но нам не разрешали подходить и брать его. Одежды на нас практически не было. Шли все время босиком. Было холодно. Ночевали в блиндажах. В итоге пришли в какую-то деревню, которая находилась на берегу Дона. Всех согнали в большой сарай и закрыли.

А на противоположном берегу реки были советские войска. И когда немцы начали стрелять, русские ответили огнем. Завязалась перестрелка. И под огнем мы просидели до ночи. На следующий день немцы предложили желающим матерям сходить за одеждой для своих детей. Свою маму мы не хотели отпускать, но она все равно пошла за одеждой. Благо вернулась обратно живой. Потом нас опять собрали и погнали в сторону Курска. Так мы дошли до Курской области, где в одной из деревень нас опять согнали в сарай. Там мы пробыли полгода до зимы. Потом нас закрыли всех на открытой территории за колючей проволокой. Когда советские войска начали наступление, немцы нас оставили. Возвращаться домой не было смысла, так как все дома были разрушены. Кроме того, было много заминированных полей. Я с сестрой убирала разминированные снаряды на поле.

Когда нас освободили, то сразу же привезли одежду, продукты. Спустя несколько месяцев нас повезли в райцентр. Сперва жили в подвалах полуразрушенных зданий. Потом всей семьей ютились в маленькой комнатушке у добрых людей, которые нас пустили пожить на какое-то время.

Затем я окончила 7 классов и пошла работать в местный колхоз учетчиком. Сестра работала в школе пионервожатой. Отец, когда вернулся с фронта, остался в райцентре, где работал в строительной сфере. Про войну вспоминать очень тяжело, поэтому всем говорю: берегите мир! Это самое главное».

В каждом предложении, сказанном Анной Федоровной, можно почувствовать боль, страх и переживания. Но благодаря смелости, героизму и мужеству людей, переживших ужасы военного лихолетья, нам в наследие достался мир.

Спасибо и низкий поклон вам, дорогие ветераны! Мира вам, здоровья и добра!

Сергей БОРОВИК.
Фото автора
и из архива
Анны ЛАВРУК.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: