Опять – минус 25 в Мозыре, или О том, когда морозы нипочем…

712

В  Беларусь пришла настоящая зима, которую все мы так ждали.  В первую половину января погода для всех нас стала настоящим испытанием – от коммунальных служб и транспорта  до  здравоохранения и энергетики.  Минус значительно  изменился в значениях во всех регионах страны, но на форумах то и дело пишут о том, что  у многих по-прежнему  «не заводятся машины»,  «общественный транспорт движется медленно, осторожно», «под ногами –  снежная каша, хоть на лыжи вставай, чтобы до рабочего места добраться», и так далее. Для теплолюбивых людей, пожалуй, сейчас не самое приятное время. Но есть и те, кто холода будто не замечает, работать при минусовых температурах для них привычное дело, издержки профессии,  если хотите. Сегодня мы говорим о самых хладостойких и закаленных…

Самая холодная зима за всю историю метеонаблюдений в Беларуси была в 1940 году. А 17 января 1940 года на метеостанции Славное (Толочин) зарегистрировали рекордно низкую температуру: минус 42,2 градуса!  Больше всего осадков (181 мм) выпало за зиму 2003/2004 гг. А самым снежным выдался день 2 декабря 1964 года: тогда на станции Лельчицы за день насыпало почти половину зимней нормы (41 мм) снега.

Вера Васильевна РОМАНОВА, почтальон отделения почтовой связи №7 РУП «Белпочта», большой разницы в своей работе в летнее и зимнее время не ощущает: «Несмотря на проливной дождь, зной или снежную метель, мороз,  мы должны выйти на маршрут.

Мой участок можно очертить так: следственный комитет – магазин «Мiлавiца» – дома в районе бывшего здания БТИ – гребная база. Мне, можно сказать, повезло: мой маршрут не назовешь бездорожьем, дорога очищена, а у коллег бывает …по-разному. Нам выдали спецодежду: теплые куртки со светоотражающими элементами, сапоги – не замерзаем! Конечно, когда просто стоишь на остановке в ожидании автобуса в минус 20, будет холодно. Но, когда с сумкой, полной корреспонденции и свежей периодики, вес которой может доходить до  7 кг, торопишься к абонентам, а мы, почтальоны, медленно, прогулочным шагом ходить не умеем, это уже профессиональная привычка,  бросает в жар! Так что зима не доставляет нам особых проблем. Наша работа – это как бесплатный фитнес, да еще на открытом воздухе (смеется). А красиво как вокруг зимой, аж завораживает! Разве офисный работник увидит столько красоты в течение рабочего дня? А мы наслаждаемся!

В микрорайоне Железнодорожный просим на минутку перевести дух уборщика территории Мозырского райжилкомхоза Елену Григорьевну МАЗАНОВИЧ.

Эпопея борьбы со снежной стихией кажется бесконечной: «К концу смены только наведешь порядок, и опять – снег. С природой не поспоришь, хороший снежок еще никогда не мешал, а вот с людьми ну очень хочется порой повздорить на эту тему. Очистка дорожного полотна – нужное  благое дело. А для меня это выходит двойной работой: заваливается тротуар. Моя территория – от трамвайного управления до мостика во въезд на ул. Геологов. Это немало. Начинаю работать в 6.30, когда еще город, можно сказать, спит, а закачиваю трудовой день в обед. Специального места, бытовки, в которой можно было бы обогреться, на моем участке нет. Энергично двигаюсь и тем  не даю себе мерзнуть. И тепло одеваюсь: семь одежек, и все на застежках – это о людях моей профессии. Для меня главное, чтобы ноги были в тепле: на мне три пары теплых носков, у меня 35-й размер обуви, а ношу зимой 38-й. В квартире у нас всегда тепло, я очень люблю «ташкентскую» погоду.  Это как контрастный душ: на работе – холодно, дома – жарко. Не могу назвать своей любимой поры года, каждая по-своему хороша. Но точно знаю, что наравне с теми, кто страдает от нехватки солнечных лучей, тепла, существует и другая категория – те, кто не может без снега. Например, моя дочь Алина,  мы ее  иногда даже Снегурочкой называем: мороз, снега, метель для нее – самая лучшая погода!»

«Горячие» мужчины, убедились, трудятся и на заводе  ЖБИ №4 ОАО «Полесьестрой». Электросварщик Дмитрий Александрович ФЕОКТИСТОВ, слесарь-ремонтник Виктор Павлович ЖУРАВЕЛЬ, начальник участка Олег Романович КОЛОЦЕЙ, стропальщик  Святослав Юрьевич КУТЕПОВ как раз обсуждали текущий ремонт технологической оснастки. Нужно сказать: ремонтная бригада практически весь день трудится на открытом воздухе. Интересуемся их ощущением морозной погоды.

– Вообще никаких проблем нет: замерзли – пошли погрелись в бытовке. Некогда нам на это внимание обращать, когда работать надо, – говорит Виктор Павлович. – В руки – молоток, кувалду, резак  – и никакого мороза.

– Отапливается у нас только арматурный цех, там мы сделали ремонт, установили пластиковые окна, провели по-новому отопление. Тепло и в БСУ. Для рабочих установлены перерывы для обогрева в бытовых помещениях в арматурном и формовочном цехах, где можно попить чаю, пообедать, просто отогреться, – рассказывает Олег Романович. – Конечно, зима может внести коррективы, при -25-30 работы на улице приостановятся, но температура -10 для наших горячих, энергичных мужчин – это совсем ерунда.

На стройке 80-квартирного дома возле СШ №16 кипит работа.

– Наши строители работают на морозе не первый год и, конечно же, знают, как к нему готовиться: в первую очередь, одеваться по погоде, – рассказывает Вячеслав Викторович СЕДЫШЕВ, бригадир. – Специфика работы в зимних условиях отличается: мороз, снег, ветер создают определенные неудобства. При минус 20-25 к тому же испытываем потерю строительных материалов: несмотря на противоморозные добавки, раствор замерзает. Выходит, что люди могут работать, а материал – нет. Хладостойкие ли мы? Лично я не жалуюсь на морозы. Могу сказать, что люди у нас по-настоящему закаленные, а оттого и болеют редко. А вы поднимитесь на 9-й этаж, спросите у наших каменщиков, не замерзли ли.

После инструктажа мы – на самом верху здания.

Вячеслав Федорович Гаркуша говорит: «Когда ветра нет, очень комфортно работается. Холод? Он же не чувствуется, когда постоянно двигаешься». Василий Петрович Попков философски вторит коллеге: «Движение – это жизнь». К разговору присоединяется и Александр Владимирович Шевченко: «Сейчас редко увидишь во дворе ребятню, которая бы играла в снежки, строила снежные крепости, каталась на санках. Растет нежное поколение – к чему это приведет?  Отберите планшеты – и на улицу! Раньше детей нельзя было с улицы домой загнать, а теперь, наоборот, выгнать. Наше поколение  так зимы, мороза не боялось, но и жили мы совсем в других условиях. Из Васьковки в Каменку на лыжах в школу ходили всей гурьбой через лес. Какие там протоптанные тропинки, о чем вы! Старшие за малышней смотрели – все вместе шли. И не надо никакие припарки, таблетки. Выпускайте детей на мороз – это им только на пользу будет. Как сейчас переношу холод? Прекрасно!  Теплая бытовка есть – обогреемся!»

…А для многих холод, мороз и даже ледяная вода – это не издержки профессии, а увлечение, следование христианским традициям, образ жизни. Знакомьтесь: Анатолий Романович КОТКО.  У  него во дворе, который смело можно назвать настоящей усадьбой, (но об этом – в отдельном материале) уже обустроена крещенская купель: маленький прудик, в котором, к слову, водится рыба, и в этом году вместит всех друзей его семьи, которые видят особый смысл в окунании в Крещенье. Соблюдает ритуал купания в ледяной крещенской воде Анатолий больше 20 лет, делал он это раньше на реке, а теперь вот уже несколько лет к ряду для этих целей сам прорубает майну. И приглашает друзей. К слову, водоем каждый год освящается   священнослужителем.

Любовь  к минусовым температурам и незабываемые ощущения от  омовения холодной водой пришла во время службы в советской армии на Севере. «Каждое утро бегали 12-17 км с голым торсом, разрешалось одевать лишь  тонкую хлопковую майку, и это при -30-40 градусах». А воду Анатолий любит с детства: вырос возле реки Горынь, что в Столинском  районе Брестской области. После армии ритуалы зарядки на свежем воздухе, обливания холодной водой, в общем,  моржевания  не забылись. Постепенно к закаливанию приобщились и сын с дочкой, супруга. «Дети еще к этому  не целиком пришли, я же стараюсь закаливаться регулярно. Очень люблю хорошо распаренным покачаться в снегу. Не передать, какие это ощущения! А для начинающих советую контраст-ный душ, зарядку в хорошо проветренном помещении, обливание и только затем погружение в ледяную воду – к этому себя надо обязательно готовить. Один раз окунулся – как километра 4 пробежал, по моим ощущениям. А легкость такая, что летать охота. Всем мозырянам желаю здоровья, удачи, благополучия и  всего самого доброго на Крещение Господне!»

Госсанэпиднадзор информирует

Юрий ЧЕПЕЛЕВИЧ, заведующий отделом общественного здоровья государственного учреждения  «Мозырский зональный ЦГЭ»:

– Значительный контингент занят на работах на открытом воздухе (строители, геологи, работники сельского хозяйства), в неотапливаемых помещениях (строительство, изготовление крупногабаритных изделий в машиностроении, элеваторы), в морозильных камерах (пищевая и перерабатывающая промышленность). Работы на открытом воздухе по-разному влияют на тепловой обмен и тепловое состояние человека, на его самочувствие, работоспособность и состояние здоровья.

Основная роль в защите человека от холода принадлежит активному, целенаправленному регулированию температурной нагрузки на организм. В связи с необходимостью проведения работ на открытой территории в холодный период года, а также в неотапливаемых помещениях большое значение имеют средства индивидуальной защиты от холода. Необходимо также регламентировать время пребывания на холоде и время на обогрев применительно к различным метеоусловиям, а также физической активности работников.

Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать работников здоровыми и безопасными условиями труда и быта. Кроме выдачи специальной утепленной одежды и обуви, при работах, выполняемых на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях в холодный период года, должны оборудоваться специальные помещения для обогрева и устанавливаться перерывы для отдыха и обогрева.

Общие гигиенические требования к режиму работ на открытом воздухе:

– к работе на холоде допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний;

– лиц, приступающих к работе на холоде, следует проинформировать о его влиянии на организм и мерах предупреждения охлаждения;

– работы на открытом воздухе  должны проводиться при соблюдении требований к мерам защиты работников от охлаждения;

– работающие на открытой территории в холодный период года должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты от холода. Во избежание локального охлаждения тела работников и уменьшения общих теплопотерь с поверхности тела их следует обеспечивать рукавицами, обувью, головными уборами, имеющими соответствующую теплоизоляцию;

– для периодического обогрева и отдыха работников предусматриваются помещения, оборудованные в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.  В целях нормализации теплового состояния температура воздуха в местах обогрева должна поддерживаться на уровне 21-25 °C. Помещение следует оборудовать устройствами для обогрева кистей и стоп. В целях более быстрой нормализации теплового состояния организма и меньшей скорости охлаждения в последующий период пребывания на холоде в помещении для обогрева следует снимать верхнюю утепленную одежду, в связи с чем оно должно быть соответствующим образом оборудовано. Помещения для обогрева должны быть оборудованы вешалками для одежды, приспособлениями для просушки мокрой одежды, местами для сиденья, емкостями для питьевой воды, устройствами для ее подогрева. Расстояние от рабочего места до помещения для обогрева должно быть не более 150 м для открытых территорий и 75 м – для необогреваемых помещений;

-перерывы на обогрев могут сочетаться с перерывами на восстановление функционального состояния работника после выполнения физической работы;

-в обеденный перерыв работник должен быть обеспечен горячим питанием. Начинать работу на холоде следует не ранее чем через 10 минут после приема пищи;

-при температуре воздуха ниже -30 °C не рекомендуется планировать выполнение физической работы категории выше 2а, для которой характерны постоянная ходьба, перемещение изделий весом до 1 кг в положении стоя с определенным физическим напряжением. При температуре воздуха ниже -40 °C следует предусматривать защиту лица и  верхних дыхательных путей. При отсутствии этого работы на открытой территории не должны проводиться при сочетаниях температуры воздуха и скорости ветра, представляющих опасность обморожения через 1 минуту;

-доставка людей к месту работы и обратно должна осуществляться в утепленном транспорте. Общее время, затрачиваемое на доставку работников к месту выполнения работ, в холодное время года не долж-но превышать часа. Перевозка людей в транспортных средствах, не оснащенных системами автономного обогрева, не допускается.

Соблюдая вышеуказанные рекомендации, можно не только обеспечить выполнение поставленных задач, но и сохранить свое здоровье в зимний период.

Любопытно знать

С давних пор человечеству известно о благотворном влиянии разумных доз холода на организм. Поэтому тот, кто желает быть здоровым и подольше оставаться молодым, начинает осваивать различные системы закаливания, а также моржевание. А что же делать людям, у которых не хватает времени на подобные процедуры, или они не могут их выполнять по каким-либо объективным причинам?  Теперь и в Беларуси предлагают  такую процедуру, как криотерапия – лечение холодом. На человеческий организм оказывается воздействие сверхнизкими температурами. Их значения могут достигать минус 160 градусов. Низкие температуры вызывают резкое охлаждение, являющееся шоковым. В результате проведения процедуры усиливаются процессы обмена веществ, очищаются кровеносные сосуды, ускоряется скорость кровяного потока, укрепляются тонус мышц и нервная система. Широкое распространение криотерапия получает в косметологии.

Лечение холодом может быть общим, локальным или частным. Что собой представляет первая процедура? Криотерапия общего вида проводится в специальной криокамере. Это оборудование позволяет организму испытать температурный стресс. Длительность процедуры составляет всего 2-3 минуты. Поверхность кожных покровов в криокамере охлаждается до нуля градусов – такой резкий контраст температур активизирует обменные процессы организма и его защитные функции. Кожа при этом не повреждается. Профилактические процедуры общей криотерапии проводятся курсом от 10 до 15 сеансов. В зависимости от преследуемой цели их может быть проведено и больше.

Ольга АРДАШЕВА

Фото Александра СОЛОДКОВА и автора


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: