Характер огнеупорный, стойкий

347

Или – настоящий полковник.

Это только незначительная часть всех превосходных эпитетов, которые заслужил за годы своей работы Александр Иванович Лужков – первый руководитель Гомельского областного управления МЧС. Полковник в отставке делу своей жизни – спасать людей и материальные ценности из огненной стихии – посвятил почти три десятка лет. Не сомневается, что свой жизненный путь выбрал правильно.

Строки биографии

Родился спасатель, сумевший многое сделать для развития Гомельской областной службы МЧС, в крестьянской семье в деревне Тидов Калинковичского района, в которой, кроме него, воспитывались еще трое сыновей. После окончания начальной школы в родной деревне Александр продолжил учебу в соседней. «Приходилось каждый день ходить пешком 8 километров только в один конец в течение четырех лет. Во вторую смену приходил в 10 часов вечера, а утречком опять в путь, – вспоминает Александр Иванович. – Так получил первые уроки закалки для дальнейшей жизни. Транспорта почти не было, в начале 60-х в деревне не было электричества. Поэтому учили уроки либо при лучине, либо при свете от печи. Чернильницы из хлеба, перьевые деревянные ручки…

Но старался, занимался спортом: выступал за школу по лыжам, волейболу, футболу, потом, когда уже учился в училище в Ленинграде, был даже включен в лыжную команду за сборную области.

В 17 лет в 1967 году начал трудовую деятельность в строительно-монтажном управлении Калинковичей – участвовал в программе мелиорации Полесья. Есть такая река Ипа, в ее устье вели мелиоративные работы. Сначала простым рабочим – грузчиком на разгрузке мелиоративных труб, а затем помощником машиниста экскаватора на участке, где проводили дренажные работы. В ноябре 1968 года был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в группе советских войск в Германии.

В 1970 году, так было велено судьбой, пошел на работу инструктором пожарной профилактики. Хотя в детстве мечтал стать моряком, с другом даже ездили в Клайпеду, пытались поступить в мореходное училище. Но жизнь распорядилась иначе: после демобилизации вернулся на родину. В то время была политика: после армии всех молодых ребят, у кого не было профессии, отправляли поднимать народное хозяйство. Такая судьба ожидала и меня, если бы не случай. Мои двоюродные брат и сестра работали диспетчерами в Мозырской профессиональной пожарной части. Тогда как раз при ней был создан отряд профессиональной пожарной охраны. Сестра похлопотала за меня. Начальник отряда Дмитрий Прохоров пригласил на собеседование. В итоге мне была предложена должность старшего инструктора пожарной профилактики. Можно сказать, я вытянул счастливый билет, который позволил построить высокую лестницу в своей карьере. Проработав в этой должности восемь месяцев, поступил учиться в Ленинградское пожарно-техническое училище…»

Александр Иванович Лужков окончил училище с отличием – на Доске почета до сих пор висит его фотография, и по распределению вернулся назад в Гомельское областное управление внутренних дел. «Как у молодого специалиста, который окончил учебное заведение с отличием, у меня был выбор: остаться служить в Гомеле или вернуться в Мозырь. Но я не ставил себе высокую планку, понимал: нужна практика, да и, как говорится, в родных стенах все же легче. И меня назначили старшим инспектором государственного пожарного надзора по Мозырскому району. Вскоре образовалась военизированная пожарная часть № 15 по охране линейной производственно-диспетчерской станции «Мозырь» ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Я занял должность заместителя начальника этой части. А через два с половиной года на три года заступил руководить военизированной пожарной частью № 17».

С октября 1982 года Александр Лужков назначен на должность начальника отряда военизированной пожарной охраны № 4 УВД Гомельского облисполкома, где очередная ступенька в карьерной лестнице заняла целых 10 лет. Этот период А. И. Лужков выделяет особо: «Это был период становления НПЗ, налаживания его нормального функционирования, и работы у нас, пожарных, хватало. И то, что сегодня такой гигант нефтехимии работает без происшествий, немалый вклад пожарных, сделанный в период строительства, период первого пуска и начальной эксплуатации».

После предстояла служба в должности заместителя начальника управления пожарной охраны, затем начальника управления военизированной пожарной службы УВД Гомельского облисполкома. С апреля 1996 года занимал место начальника Гомельского областного управления военизированной пожарной службы Главного управления военизированной пожарной службы МВД Республики Беларусь. В октябре 1999 года Александр Иванович стал первым руководителем Гомельского областного управления МЧС. А в 2005 году вышел на заслуженный отдых.

За работу!

Трудовой путь Александра Ивановича Лужкова от инструктора профилактики отряда профессиональной пожарной охраны райцентра до руководителя областного управления МЧС Гомельской области не был усыпан розами. Но экзамены, которые преподносила служба, всегда выдерживал с честью.

«Из года в год служба претерпевала значительные изменения, расширился круг решаемых ею задач, – вспоминает Александр Иванович. – Немало работы пришлось выполнить, чтобы создать фундамент — материально-техническую базу для нелегкого труда спасателей. Особенно насыщенными были «лихие девяностые». Потому что на тот момент шел вопрос о становлении пожарной охраны как таковой. Мы формировали платформу, на которой позже образовалось Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Кроме элементарных средств и огромного энтузиазма, желания помочь и работоспособности наших ребят практически ничего не было. Вся наша  база: багры, ломы и пара противогазов на несколько человек. А сейчас, когда видишь современную технику, невольно подумаешь: «Нам бы эти машины и спецсредства в наши годы…» Не хватало топлива, чтобы отправиться в рейс, приходилось по старым связям добывать, средств, чтобы купить спецодежду… Но люди у нас работали исключительной закалки, которые пришли в пожарное дело не за званиями, льготами, деньгами… Преданные идее спасать людей. Не зря на знамени МЧС Республики Беларусь написано «Профессионализм. Отвага. Честь».

Создали МЧС – а потом уже в России на основании нашего опыта в это ведомство включили пожарную службу. И сегодня в МЧС структура близкой мне пожарной службы на порядок выше. Раньше было просто: приехали, потушили, уехали, а сейчас – обязательное расследование, оказание методической, практической помощи. Сегодня подразделения МЧС Гомельской области полностью подготовлены к чрезвычайным ситуациям.

С 2000 года ситуация в управлении коренным образом изменилась. Благодаря поддержке и пониманию руководства и представителей исполнительной власти удалось намного продвинуться. Служба очень серьезно оснастилась специальным аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением, техникой. Были созданы водолазная, кинологическая, радиационно-химическая, альпинистская службы. Мы приобретали аппараты сжатого воздуха, средства связи и костюмы защиты личного состава для работы в непригодной для дыхания среде. Появился и специальный вездеход, который мог эвакуировать до восьми человек одновременно. В 2001 году в распоряжение поступили понтонная и плавательная техника, моторные лодки, аварийно-спасательные машины.

Кинологическая служба подготовила собак, способных вести поиск в воде и под водой. Кроме того, для реализации спасательных операций начали привлекать и вертолет. Словом, появилось все, чтобы ликвидировать любую аварию на территории области.

Явление спасателя

На стандартный журналистский вопрос о боевом крещении, первом опыте борьбы с огненной стихией, Александр Иванович Лужков отвечает рассказом про 1999 год, самый тяжелый в его служебной биографии.

«Только сформировалось МЧС, а в марте на Гомельщине случился сильный паводок — в области было подтоплено 14 районов. Мы впервые ощутили, насколько в данной чрезвычайной ситуации беспомощны. Только в Житковичском районе проводили спасательные работы по эвакуации людей и скота из затопленной зоны на протяжении 10 дней. На тот момент нам приходилось идти на вынужденные меры. Технических средств не хватало, и мы занимались своеобразной «конфискацией». У местного населения вынуждены были забирать лодки, моторы, тракторы. Помню, вывезли всех людей из одной деревни, сдали милиции под охрану, а на третий день в доме на окраине нашли одинокого мужчину с ампутированной ногой – нам-то сказали, что дом пустой, а времени на все мероприятия было немного…

Накануне Пасхи – фонтанирование нефтяной скважины в Светлогорском районе, извергались газ вместе с нефтью. Четверо суток пожарные расчеты стояли наготове на расстоянии 15 метров. Малейшая искра, и они бы погибли наверняка. Но ты принял присягу и обязан выполнять задание, и вообще, если взять пожарную работу, то здесь должен быть очень сплоченный коллектив. Кто-то один дрогнет – погибнут все. И вот это пожарное братство сохранилось: сегодня в Украине, в России мне достаточно набрать номер МЧС и представиться – обязательно придут на помощь.

Затем пожар печи литья и нормалей на «Гомсельмаше». Прекратилась подача воды и электричества, и если бы в течение 15 минут передвижная техника не дала бы охлаждение, то печь взорвалась бы.

Потом стеклозавод в Костюковичах. Печь через месяц должна стать на капремонт, но у нее выпадает полстены, и пламя рвется наружу. Моментально остановить технологический процесс невозможно, и пожарные оперативно занялись охлаждением конструкций, чтобы здание не рухнуло.

Это все за полгода, и еще не конец. Через месяц в Речицком районе в трубопроводе в зоне нефтедобычи резко вырастает давление, трубы вдоль дороги ломались как спички. Повезло, что в этот момент не было людей…»

Наверняка у многих сотрудников силовых структур и оперативных подразделений есть свой второй день рождения. Для Александра Ивановича это 23 июля 1993 года. Пожар произошел на Мозырском НПЗ. Поздней ночью грозовой разряд попал в резервуар № 32 с более чем 6 тысячами тонн топлива. Пары бензина от удара шаровой молнии воспламенились, крышу резервуара вскрыло, как консервную банку.

«Когда случился пожар, я был в отпуске. Жена жила в Мозыре, а я проходил службу в Гомеле. Волей случая в момент возникновения пожара я находился рядом. У нас было принято, где бы я ни был, о любой чрезвычайной ситуации в области меня сразу же информировали. Поэтому я в считанные минуты оказался рядом с горящим резервуаром.

Подразделения выехали по третьему номеру вызова. При подъезде к месту происшествия увидели редкое явление природы: гроза, дождь шел вертикально, хотя и был сильный ветер. При этом каждую минуту в воздухе возникали шаровые молнии.

Через 45 минут мы этот пожар потушили. Но было принято решение в течение трех часов подавать пену для охлаждения резервуаров, чтобы не произошло повторной вспышки возгорания нефтепродуктов. И вы представляете ситуацию: возникает очередная шаровая молния, которая проходит по верхушке резервуара. Сварной шов не выдерживает, и происходит открытое факельное горение. А рядом находились еще 65 таких же резервуаров по 20 тысяч кубов. И тут же — реактивное топливо, дизтопливо, авиационный керосин…

Только к утру пожар был ликвидирован. Решили выяснить, что послужило его причиной. Компетентной командой взобрались на крышу резервуара. Но произошел еще один остаточный хлопок. Мы каким-то чудом увернулись и остались живы. А я второй раз родился…»

«Не остуди свое сердце…»

Работа пожарным – это еще и душевные потрясения, и отчаяние, что не спасли, и возможное разочарование. Сохраняется ли чувство боли, остается или появился философский взгляд на жизнь в духе, что все мы смертны, такова судьба и проч.? Александр Иванович уверен: «Привыкнуть к потерям людей невозможно, и чувство, что человека надо сохранить, чувство сохранности, остается. Могу гордиться тем, что за период моей работы ни один мой подчиненный не погиб на боевой работе. Приезжаем на пожар в Светлогорский район, лежат трупы трех погибших детей… Мысли, что они, их родители сами виноваты нет, они уже и так пострадали… Первая мысль: «Что мы не сделали, чтобы сохранить людей!?» Анализ и расследование идут очень серьезно, от работы с пострадавшими, как проводилась профилактическая работа, до того, как тушили пожар. Сострадание остается.

Сейчас работа с населением переориентирована в правильном направлении: начинать надо с детского сада. И сегодня уже много примеров, когда дети спасают друг друга и на воде, и при пожаре. Это значит, что ребенка научили в детском саду, школе, специальных кружках. Это началось еще при первом министре МЧС Валерии Петровиче Астапове, когда создавались первые центры обучения – пошли к детям, потому что взрослых учить и убеждать сложнее. Уверен, профилактическая работа важна. Не нужно ждать пожара, другой чрезвычайной ситуации, а должна быть ежедневная работа, которая постепенно, песчинка к песчинке строит безопасный замок.

Пожарными и руководителями не рождаются, ими становятся. Для того чтобы стать профес-
сионалом, нужно пройти все ступени. И, когда ты выдержал все испытания, видел различные ситуации, тебя никто не может обмануть. При этом помнить, что перед тобой человек, и без доброты с людьми невозможно работать, если хотим добиться результата. Жаль, что мы не так часто видим это в последнее время. И порядочность: не было случая, чтобы пожарные мародерствовали, забирая чужие вещи из квартир.

И наша структура была на хорошем счету не только в области, но и в масштабе республики».

Наверняка нашему герою приходилось слышать, что пожарным быть несложно, работы никакой, шутки про «спят целый день»… Александр Лужков улыбается: «Знаете, еще говорят: «Пожарный спит – страна богатеет». И когда по городу несется пожарная машина с включенной сиреной, то у всех чувство тревоги, а не восторга, потому что, как говорят в народе, «вор хоть стены оставит…». Народ должен быть благодарен пожарным. Все-таки это не карательный, а предупредительный орган, постоянно говорящий людям, что в любое время может произойти беда с любым из нас. Причина пожаров в 99 % случаях – человеческий фактор. Кстати, Республика Беларусь единственная, где пожарный сутки дежурит – двое отдыхает. Везде, в том числе в России – трое суток, наш пожарный перерабатывает. И условия дежурства таковы, что спать при всем желании некогда».

А. И. Лужков дал путевку в жизнь многим специалистам пожарного дела. Свои кадровые подходы он объясняет так: «Если человек пришел и понимает, что надо работать всерьез, видит перспективу, то он останется, несмотря ни на какие трудности. Прирастает к этой профессии и деятельности. Конечно, в первую очередь обращали внимание на здоровье. При изучении состава семьи больше внимания уделял людям малообеспеченным. Эти парни не разбалованы, приходят не отбыть время, а чтобы получить профессию, заработать, оказать помощь семье. Конечно же, по поведению человека сразу видно, случайно он пришел в пожарную службу, чтобы не идти в армию, или это его сознательный выбор.

Итак, морально-волевая закалка, физподготовка, отношение к работе. Если есть здоровье, справится с любой задачей, главное, правильно всему научить.

Если начальник караула при тушении пожара не стоит на воображаемом возвышении, отдавая указания, как полководец, а ведет пожарных, потому что в расчете людей немного, помогает в работе с техникой и оборудованием, трудится наравне со всеми, тогда и люди потянутся за ним. Личный пример в пожарной службе необходим. Сколько я знал руководителей, работавших в мое время, – они действительно пахали».

С высоты лет

Сегодня Александр Иванович Лужков – заместитель генерального директора УП «Запад-Транснефтепродукт», в его ведении по-прежнему вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация учений, подготовка и функционирование подразделений имеющихся в этой организации. Есть взаимодействие с областным управлением МЧС, так что работа продолжается.

– Хочу поблагодарить своих родителей за то, что воспитали во мне доброту, – не сомневается Александр Иванович. – Они с малых лет приучали меня к труду, выносливости, и эти качества очень помогли в жизни. Их наставлениями живу и по сей день. Хотел бы в очередной раз сказать спасибо всем тем, кто шел рядом со мной, преподавая мне уроки мастерства. Всем настоящим коллегам — пожелать, чтобы люди уважали труд спасателей и всегда были уверены, что к ним придут на помощь. Накануне профессионального праздника хотел бы поздравить всех ветеранов, спасателей и пожарных, с юбилеем, пожелать, чтобы профессионализм, пожарное братство сохранилось на все века и все время действия нашего министерства, и чтобы в каждой семье было благо, чтобы все были здоровы, и пусть их всегда бережет Бог.

Дмитрий КУЛИК.

Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: