Константин Ковалевич: «И в выходной мысленно ты на работе». Интервью с педагогом

Учитель физики и информатики из Березы о современной школе, роли мужчины в ней и своем становлении.

Молодой педагог Константин Ковалевич умеет «влюблять» в свой сложный предмет, не имеет среди учеников любимчиков, вполне доволен заработной платой, не сторонится общественной жизни и вот уже 7 лет становится Дедом Морозом. Хотя в свое время будущее рисовалось ему иным. 

«Почему решили поступать в педагогический вуз?» – с этого вопроса начался наш с ним разговор.

– Все просто: работать в школе, значит, всегда иметь работу. И стабильную заработную плату, ведь учителей поддерживает государство.

– Вы были настолько мудрым в 17 лет, чтобы принять такое решение?

– Если честно, не я, а мама. Это она мотивировала и убедила, что у профессии педагога плюсов больше, чем минусов. Весомым аргументом стал непреложный факт: отпуск всегда летом и зимой ты в тепле. Как тут было устоять? И я поступил на физический факультет Брестского государственного университета им. Пушкина. Думал, главное – получить высшее образование, а уж работу найду. Мне импонировало производство, к примеру, Брестской электроламповый завод.

Но жизнь все расставила иначе. Окончил вуз, получил распределение в среднюю школу № 3 г. Березы. Ох, как я сопротивлялся такому распределению! Сам уроженец Березовского района и знал, что собой представляет это учебное заведение – идут впереди других, следовательно, и кадры работают сильные. А имиджу надо соответствовать.

– Впечатления от первых рабочих дней или лет памятны?

– Все сложилось наилучшим для меня образом. Попал в руки к двум замечательным педагогам – Игорю Григорьевичу Пилипчуку  и  Светлане Сергеевне Николаевой. Года эдак за 2–3 они вылепили из меня учителя, смею предположить, неплохого.

– Сейчас вы явно скромничаете, ведь, отработав совсем немного, победили в конкурсе «Молодой учитель Брестчины». Не это ли итог трудов – и наставников, и ваших?

– Участвовать в этом конкурсе не собирался. Я абсолютно не азартный человек и не амбициозный. Предложение поступило очень завуалированно: дескать, надо дать открытый урок. «Почему бы и нет, – подумал я, – у меня 2-я квалификационная категория, надо повышать, а для этого давать открытые уроки необходимо». Вот и согласился, будучи уверенным, что делать это буду в своей школе. Оказалось, в другой… Ничего, справился. А вот дальнейший отбор не прошел. Расстраиваться не стал, решил, что так и нужно. Но через какое-то время мне позвонили и сказали, что я продолжу состязание: меня отобрали по количеству набранных баллов. Вот тут во мне уже что-то взыграло: надо себя показать.

Статус лучшего молодого учителя Брестчины дал право участвовать в финале Республиканского конкурса «Учитель года», а там уже соревновались по-взрослому. Пассивничать было бы глупо, тем более что оказался в команде больших профи. Наша школа в регионе – одна из лучших, мы достаточно продвинуты и в техническом плане, и по уровню образовательных услуг. У нас есть то, о чем многие и не мечтают: к примеру, собственное телевидение, проходит Славянская баскетбольная лига. Однако столица есть столица, и мне было чему поучиться. Пусть я не стал победителем, но участие в таком престижном профессиональном конкурсе дорогого стоит. Память останется навсегда. Тем более в тот день, когда я давал мастер-класс, у меня родился сын.

– Треволнения не помешали выложиться?

– Наверняка помешали бы, но супруга сказала мне о событии уже постфактум. Так что во время урока я не знал, что сын появился на свет именно в этот день и час.

– За 8 лет работы вы обрели определенный опыт и уже можете сказать: сожалеете о том, что не попали на завод, а оказались в школе?

– Нисколько. Я многое успел за это время: построил дом, воспитываем с женой двоих детей, у меня есть работа, которую люблю. Обычно все интересуются размером зарплаты. Не буду называть конкретные цифры, скажу лишь одно: если хочешь заработать, то и в школе заработаешь.

– Почему же тогда, с вашей точки зрения, в школу не идут мужчины? Их так не хватает.

– Чтобы работать в школе, надо быть очень терпеливым. Мужчинам это качество не свойственно. Женщина больше подходит на роль педагога. За собой замечаю, что я на работе и дома – это два разных человека. На работе не позволяю себе излишних эмоций, хотя на уроках могу и пошутить с детьми – так лучше вступать в контакт. Но звание учителя все же обязывает держать себя в рамках, быть более собранным и сдержанным. Особенно если живешь в небольшом населенном пункте – по сути, у всех на виду.

 

Стоит ли это называть отрицательным моментом профессии, не знаю. Скорее минус в другом: можно сказать, что учитель на работе всегда. И дома думаешь об уроках – как провести, что дать детям, чтобы заинтересовать и не превратить урок в рутину. В прошлом году у меня была рабочей суббота. В итоге отдыхать не получалось, потому что в воскресенье надо было готовиться к понедельнику. Это сложно. Хотя на какой работе просто? Так что, с моей точки зрения, мужчины могут смело идти работать в школу. Скучно им здесь точно не будет. Работать над собой придется всегда.

– Так уж и всегда?

– Представьте себе ситуацию: подходит к тебе, учителю информатики – с точки зрения ребенка, продвинутому человеку – ученик и спрашивает, как закачать ту или иную игру, где найти нужную программу или как починить неисправный телефон. И что будет, если я не помогу, не отвечу, не научу? Полное падение в глазах ребенка, авторитета – ноль. Такого себе позволить не могу.

– Вы преподаете и в старших классах, а выпускникам важен балл аттестата. Как относитесь к тем, кто учится хорошо, но физику недопонимает?

– Кому мой предмет нужен, тех заставляю работать до седьмого пота, с остальными – более лоялен. Тем не менее стараюсь, чтобы физику понимали все, ведь она вокруг нас. Объясняю материал на жизненных примерах, просто и доходчиво, стараюсь влюбить в нелегкий предмет. Кажется, получается.

Беседовала Галина СТРОЦКАЯ
Фото автора и из архива героя 

 © 1prof.by